- состояние рынка ссудных капиталов;
- наличие у банка соответствующих лицензий, дающих право осуществлять операции с иностранной валютой и средствами физических лиц;
- продолжительность деятельности банка, от которой зависят объемы собственных и привлеченных ресурсов;
- состав клиентуры, являющейся поставщиком привлеченных средств;
- тип банка (специализированный или универсальный) и др.
Особого внимания заслуживает управление ресурсам и коммерческих банков, которое представляет собой деятельность, связанную с аккумуляцией денежных средств, определением размера и соответствующей структуры источников этих средств в непосредственной увязке с размещением.
Важнейшей задачей при использовании банками собственных и привлеченных ресурсов является одновременное обеспечение максимальной доходности банковских активов и приемлемого уровня ликвидности. Основной объем доходов обеспечивают банкам кредитные вложения, вложения в ценные бумаги и инвестиции; общая ликвидность банка поддерживается за счет размещения ресурсов в высоколиквидные активы: средства в кассе на корреспондентских счетах в центральном банке и в других коммерческих банках. Определенная часть ресурсов используется банками для приобретения основных средств и нематериальных активов. Подобные активы характеризуются как не ликвидные и не приносящие доход, но они необходимы для обеспечения нормального функционирования банка, как и любого другого субъекта хозяйствования.
Значительная роль в управлении банковскими ресурсами принадлежит коммерческим банкам, но поскольку изменение размеров и структуры банковских ресурсов оказывает воздействие на динамику показателей денежной массы, должно осуществляться и централизованное регулирование ресурсной базы коммерческих банков.
Регулирование ресурсной базы коммерческих банков не является непосредственной задачей центрального банка, однако в рамках проведения денежно-кредитной политики Национальный банк Республики Беларусь путем реализации различных методов денежно-кредитного регулирования может оказывать прямое или косвенное воздействие на размер ресурсов коммерческих банков.
В целом необходимость регулирующего воздействия Национального банка Республики Беларусь на ресурсную базу коммерческих банков вызвана требованиями обеспечения безопасности и ликвидности всей банковской системы.
Основными целями управления ресурсами, проводимого коммерческими банками, являются:
- поддержание банком собственной ликвидности;
- удовлетворение спроса клиентов на кредитные вложения;
- получение прибыли, достаточной для выплаты дивидендов в размерах, удовлетворяющих акционеров, и для развития банка[28].
Важным элементом управления ресурсами коммерческого банка является управление его пассивами. Оно, как правило, заключается в определении оптимальной структуры источников банковских ресурсов для конкретного банка.
Одной из задач, решаемых в процессе управления ресурсами коммерческого банка, является их эффективное размещение, которое возмещало бы затраты по их привлечению и обеспечивало банку прибыль при одновременном выполнении требований ликвидности со стороны Национального банка Республики Беларусь. Это достигается благодаря тесной взаимоувязке пассивных операций с активами. Банк должен обеспечить количественное и качественное соответствие размеров и характера, имеющихся в его распоряжении ресурсов направлениям и срокам кредитных вложений, а также вложений в иные активы.
Коммерческие банки осуществляют ресурсное регулирование в основном в оперативном порядке. Ежедневно происходит сопоставление ожидаемых поступлений и обязательств, подлежащих погашению на конкретную дату. Свободные ресурсы могут быть использованы для увеличения кредитных вложений и для реализации на межбанковском рынке. Наряду с оперативным регулированием коммерческие банки составляют перспективные планы и прогнозы на месяц, квартал, год и другие периоды.
Управление банковскими ресурсами является достаточно сложным процессом, и от его качества во многом зависят ликвидность, доходность, рентабельность и общее финансовое состояние коммерческого банка[29].
Еще о комерческих банках:
Современный портрет руководителя
Виктор Владимирович Геращенко (ПРИЛОЖЕНИЕ 5) - Председатель Правления Государственного банка СССР в 1989—1991 гг, а так же Председатель Центрального банка Российской Федерации в 1992—1994 гг. и в 1998—2002 гг. Родился в 1937 году в г. Ленинграде. В.В. Геращенко окончил Московский финансовый институ ...
Регулирование конфликтов интересов
Конфликт интересов при проведении кредитной организацией операций доверительного управления может возникнуть между кредитной организацией - доверительным управляющим и учредителем управления (выгодоприобретателем), служащими кредитной организации - доверительного управляющего и учредителем управлен ...
Нормативно-правовое регулирование ипотечного жилищного кредитования в
Российской Федерации
Деятельность кредитных организаций на российском ипотечном рынке регламентируется действующими законодательными актами, регулирующими систему ипотеки. Формирование законодательной базы ипотечного кредитования в России началось с середины 90-х гг. прошлого столетия. Права гражданина на жилье и на ох ...