При характеристике границы капитализации страхового рынка следует учитывать влияние размера страховых компаний на их работу на финансовых рынках в современных условиях и уровень государственных требований к страховщикам.
Для исследователей в области финансов и страхования размер компании является фундаментальной переменной в определении эффективности деятельности. Различные исследования показывают, что результат взаимосвязи между размером компании и результатами ее деятельности может быть как положительным, так и отрицательным. С одной стороны, больший размер компании может позволить значительную стратегическую диверсификацию. Крупные компании имеют широкую возможность использовать преимущество масштабов в экономике и большую возможность пренебрегать клиентами и поставщиками. К тому же, такие страховщики могут противостоять конкуренции, удерживая цены выше или ниже конкурентоспособного уровня. С другой стороны, увеличение размера может способствовать и снижению результатов деятельности компании. Больший размер приводит к формальности во взаимоотношениях с клиентами и агентами, к вероятности меньшего контроля за управленческими действиями собственников.
Актуальной является проблема открытости информации и государственных требований.
Понятно, что низкие государственные требования к страховщикам свидетельствуют о высокой степени недоверия со стороны государства и потребителей к страхованию вообще. Если контролировать качество активов и владеть информацией, характеризующей реальное финансовое состояние страховщика, то и нет нужды искусственно повышать количественные барьеры входа на страховой рынок.
На развитых западных рынках успешно существуют и крупные, и небольшие компании, но все они одинаково открыты потребителю, государству и владеют такими ресурсами, которые адекватны их бизнесу. Потребитель, "вооруженный информацией", под действием законов спроса и предложения сам решает, сколько компаний должно быть на том или ином рынке.
В условиях Украины необходимость законодательной нормы, касающейся минимального уставного фонда страховщика, тоже очевидна. Причем такой подход присущ для большинства стран и рассматривается как единственный способ государственного регулирования страховщиков в начале их деятельности.
С этих позиций предлагаем новый подход (так называемый "метод ступеней") для определения размера минимального уставного фонда страховщика, когда величина уставного фонда постоянно растет каждые 5 лет и зависит от выбранного страховщиком вида деятельности. Мы учли, что изменение уставного капитала всегда требует времени для выполнения всей процедуры (собрание акционеров, выпуск и продажа акций и др.). Цель начинающего отечественного страховщика с небольшим уставным фондом — сформировать не более чем за 10 лет уставный капитал на уровне 2 млн. евро. Тогда он сможет осуществлять все виды деятельности в Украине и заниматься рисковыми видами страхования (кроме страхования ответственности) на уровне стран ЕС.
Это требует совершенствования страхового законодательства Украины и предлагается вместо установления единого минимального размера уставного капитала согласно действующему законодательству. Кроме того, рекомендуем соотносить количество договоров страхования и общую страховую сумму принятых рисков с размером уставного капитала.
С точки зрения конкурентоспособности рынка страхования наличие крупных и очень крупных страховщиков может приводить к росту барьеров входа на рынок и сложностям для страховщиков, которые только начинают собственную деятельность. Кроме того, последний финансовый кризис показал, что самые крупные коммерческие банки США разрослись до такого размера, что в случае их банкротства невозможно избежать убытков для финансовой системы в целом (так называемый принцип "too big to fail"). Именно поэтому правительство США было вынуждено вложить сотни миллиардов долларов в такие финансовые корпорации, как "Citigroup" и "AIG" (страховщик жизни), аргументируя это тем, что их падение повлекло бы еще более разрушающие последствия для финансового сектора и экономики в целом.
Еще о комерческих банках:
Организация формирования и реализации депозитной политики
Депозитная политика ОАО «Банк «Петровский» тесно связана с кредитной и процентной политикой банка, являясь одним из элементов банковской политики в целом. Депозитная политика формируется с выделением следующих шагов: - постановка цели и определение задач депозитной политики; - выделение соответству ...
Прогнозирование банковских кризисов с
использованием математических моделей
Необходимость разработки методик ранней идентификации финансовых кризисов диктуется как мировым, так и российским опытом. Исследования причин финансовых кризисов активно проводятся на протяжении последних двадцати лет. Однако, в силу того, что кризисы чрезвычайно разнообразны как по своим причинам, ...
Операции коммерческого банка
Банковские операции и сделки Банк в процессе работы совершает определенные операции и сделки, направленные на удовлетворение потребностей клиентов в банковских услугах и обеспечение своей деятельности как хозяйствующего субъекта. Основными банковскими операциями, о
тражающими специфику деятельности ...