Организационные основы деятельности страховой организации

Экономика » Деятельность страховой организации » Организационные основы деятельности страховой организации

Страница 1

Особенности формирования страхового рынка в России обусловлены в первую очередь спецификой рыночной экономики в переходный период. Одна из основных черт рыночной экономики развивающихся и развитых стран — гибкость регулирования. Страхование здесь выступает и как один из элементов этого регулирования, и как объект регулирования, действующий в рамках общих и конкретных для него правил. В России страхование прошло период государственной монополии и демонополизацию. При государственной страховой монополии страхование предоставляло населению чрезвычайно узкий спектр услуг, дополняющих систему государственного социального обеспечения (соцстрах).

Расширение самостоятельности товаропроизводителей, формирование рыночной инфраструктуры, резкое снижение сферы государственного воздействия на развитие производственных отношений и распределение материальных благ в корне изменили процесс формирования отечественного страхового рынка, его содержание, виды страховых услуг, предлагаемых физическим и юридическим лицам.

Российский страховой рынок обладает мощным потенциалом развития, о чем свидетельствует общий объем собранных страховых платежей. Доля совокупной страховой премии в ВВП составляет 2,26%,тогда как в развитых странах этот показатель достигает 8-10%.

Непременным условием формирования страхового рынка является конкуренция страховых организаций, т.е. их соперничество за привлечение страхователей, мобилизацию денежных средств в страховые фонды, выгодное их инвестирование и достижение высоких конечных финансовых результатов.

Страховой рынок — это сфера экономических отношений, где объектом купли-продажи служит страховая защита. Основой развития рынка выступает гарантированное воспроизводство — оказание услуг пострадавшим. Поскольку обязательное условие существования рынка страховых услуг — наличие потребности в страховании и страховщика, страховая компания становится одним из субъектов хозяйственной жизни общества. Страхование подчиняется закону стоимости, закону спроса и предложения вне зависимости от формы собственности и специализации на рынке страховых услуг.[1]

Если рассматривать структуру страхового рынка более подробно, можно отметить разделение страховых компаний по таким признакам, как:

• принадлежность — частные, акционерные, взаимные, государственные и правительственные;

• характер выполняемых услуг — специализированные, универсальные и перестраховочные;

• зоны влияния — местные, региональные, международные. Акционерные страховые общества аккумулируют и управляют капиталом посредством продажи акций. Они могут иметь: филиалы (по решению учредителей и созданию «Положения о филиале»); представительства (создаются для поиска клиентов); агентства.

Общества взаимного страхования создают свои фонды на основе средств долевого участия их членов. Страхователь становится членом общества и участвует в его деятельности, принимая обязанности по распределению прибылей и убытков по результатам на конец года.

Правительственные страховые организации создаются, как правило, для осуществления субсидирования компаний, включенных в какие-либо государственные программы. Они освобождаются от уплаты налогов в местный, территориальный и федеральный бюджеты.

Государственные страховые компании основываются государством путем национализации акционерных страховых компаний.

Создание частных страховых компаний характерно для западных стран, где собственность принадлежит одному владельцу или его родственным преемникам.

Страховая компания — структура, осуществляющая заключение договоров страхования и их обеспечение. Ресурсы и оборот компании обособлены, но она работает в системе, выполняя свою функцию, выстраивая отношения с другими страховщиками на основе договоров страхования и перестрахования на равных условиях. При этом ведение любой деятельности невозможно без контроля со стороны государства. Это предотвращает сговор и монополизацию или недопущение других участников на рынок страхования.

Страницы: 1 2

Еще о комерческих банках:

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.supremebank.ru