Начиная с 1994 года Национальный Банк уделял значительное внимание формированию нормативной и правовой базы функционирования банковской системы. В 1994 году была внедрена нормативная база пруденциального регулирования, были установлены минимальные резервные требования для банков, экономические нормативы (минимальный размер уставного фонда, коэффициент достаточности собственного капитала банков по отношению к рисковым активам, коэффициент ликвидности, максимальный размер риска на одного заемщика). Были приняты Положения о размещении части средств банков с иностранным участием во внутренние активы и о классификации ссудного портфеля банками. В соответствии с международным опытом в целях ограничения рисков банков при проведении операций с иностранной валютой приняты Правила ведения банками открытой валютной позиции. Безусловно, в ходе реформирования банковской системы некоторые из этих нормативов и правил менялись. Например, в 1995 году для банков были установлены новые требования к минимальному размеру уставного капитала[3, стр. 45].
Первая программа реформирования банковской системы была утверждена 15 февраля 1995 года. Главной ее задачей ставилось максимальное сокращение централизованного перераспределения денежных ресурсов и приближение функций Национального банка к классическим функциям центральных банков. Результатом реализации Программы стали существенные изменения в механизме рефинансирования банков. Банки стали обеспечивать кредитование экономики за счет самостоятельно привлекаемых ими для этого сбережений населения, свободных средств хозяйствующих субъектов и внешних займов, а Национальный Банк перешел к выполнению непосредственных функций центрального банка – проведению денежно-кредитной политики и регулированию деятельности банковской системы.
На дальнейшее укрепление банковской системы была направлена Программа перехода банков второго уровня к международным стандартам деятельности. Она была принята в декабре 1996 года. Согласно данной Программы все действующие банки Казахстана до конца 2000 года перешли международных стандартов в части достаточности капитала, ликвидности, качества активов, уровня менеджмента, бухгалтерского учета, введения и передачи информации. Количество банков за годы реализации Программы (1996-2007 годы) значительно сократилось за счет тех, финансовое состояние которых было неустойчивым[3, стр. 23].
Для активизации притока сбережений населения в банковскую систему, в ноябре 1999 года создана система обязательного коллективного гарантирования (страхования) срочных вкладов (депозитов) физических лиц. В ноябре 1999 года были утверждены Правила обязательного коллективного гарантирования (страхования) вкладов (депозитов) физических лиц в банках второго уровня, а в декабре 1999 года создано ЗАО “Казахстанский фонд гарантирования (страхования) вкладов (депозитов) физических лиц в банках второго уровня Республики Казахстан”.
На 1 января 2008 года все 32 банка функционирующие в нашей стране являются участниками АО “Казахстанский фонд гарантирования (страхования) вкладов (депозитов) физических лиц в банках второго уровня Республики Казахстан”[22, стр. 67].
Еще о комерческих банках:
Причины и факторы
современных банковских кризисов
Учитывая развивающийся характер российской экономики, вопросы исследования банковских кризисов будут еще долго оставаться актуальной темой для исследования. Банковский кризис характеризуется резким увеличением доли сомнительной и безнадежной задолженности в кредитных портфелях банков, ростом их убы ...
Переводной аккредитив
Переводной (трансферабельный) аккредитив (transferable letter of credit) ориентируется на потребности международной торговли. Он позволяет торговому посреднику передать свое право на получение средств с аккредитива клиента какому-либо поставщику и тем самым позволяет ему оформлять сделки с ограниче ...
Организация подразделений страховой компании
Стратегия любой компании опирается на ее организацию. В то время как стратегическое планирование страховой компании определяет, что именно компания будет делать, каковы ее цели, задачи, организационная структура определяет, каким образом распределяются задачи и ресурсы компании. Организационная стр ...