Начиная с 1994 года Национальный Банк уделял значительное внимание формированию нормативной и правовой базы функционирования банковской системы. В 1994 году была внедрена нормативная база пруденциального регулирования, были установлены минимальные резервные требования для банков, экономические нормативы (минимальный размер уставного фонда, коэффициент достаточности собственного капитала банков по отношению к рисковым активам, коэффициент ликвидности, максимальный размер риска на одного заемщика). Были приняты Положения о размещении части средств банков с иностранным участием во внутренние активы и о классификации ссудного портфеля банками. В соответствии с международным опытом в целях ограничения рисков банков при проведении операций с иностранной валютой приняты Правила ведения банками открытой валютной позиции. Безусловно, в ходе реформирования банковской системы некоторые из этих нормативов и правил менялись. Например, в 1995 году для банков были установлены новые требования к минимальному размеру уставного капитала[3, стр. 45].
Первая программа реформирования банковской системы была утверждена 15 февраля 1995 года. Главной ее задачей ставилось максимальное сокращение централизованного перераспределения денежных ресурсов и приближение функций Национального банка к классическим функциям центральных банков. Результатом реализации Программы стали существенные изменения в механизме рефинансирования банков. Банки стали обеспечивать кредитование экономики за счет самостоятельно привлекаемых ими для этого сбережений населения, свободных средств хозяйствующих субъектов и внешних займов, а Национальный Банк перешел к выполнению непосредственных функций центрального банка – проведению денежно-кредитной политики и регулированию деятельности банковской системы.
На дальнейшее укрепление банковской системы была направлена Программа перехода банков второго уровня к международным стандартам деятельности. Она была принята в декабре 1996 года. Согласно данной Программы все действующие банки Казахстана до конца 2000 года перешли международных стандартов в части достаточности капитала, ликвидности, качества активов, уровня менеджмента, бухгалтерского учета, введения и передачи информации. Количество банков за годы реализации Программы (1996-2007 годы) значительно сократилось за счет тех, финансовое состояние которых было неустойчивым[3, стр. 23].
Для активизации притока сбережений населения в банковскую систему, в ноябре 1999 года создана система обязательного коллективного гарантирования (страхования) срочных вкладов (депозитов) физических лиц. В ноябре 1999 года были утверждены Правила обязательного коллективного гарантирования (страхования) вкладов (депозитов) физических лиц в банках второго уровня, а в декабре 1999 года создано ЗАО “Казахстанский фонд гарантирования (страхования) вкладов (депозитов) физических лиц в банках второго уровня Республики Казахстан”.
На 1 января 2008 года все 32 банка функционирующие в нашей стране являются участниками АО “Казахстанский фонд гарантирования (страхования) вкладов (депозитов) физических лиц в банках второго уровня Республики Казахстан”[22, стр. 67].
Еще о комерческих банках:
Функции Центрального банка
Центральный банк – прежде всего посредник между государством и остальной экономикой через банки. В качестве такого учреждения он призван регулировать денежные и кредитные потоки с помощью инструментов, которые закреплены за ним в законодательном порядке. Инструментарий денежно-кредитной политики ра ...
Теоретические аспекты финансового анализа и оценки результатов
деятельности коммерческого банка
Основная цель деятельности коммерческого банка – получение максимальной прибыли при обеспечении устойчивого длительного функционирования и прочной позиции на рынке. Доходы – это денежные поступления от производственной и непроизводственной деятельности. Коммерческий банк, как и любое другое коммерч ...
Виды страхования для юридических лиц
1. Страхование гражданско-правовой ответственности туроператора и турагента 2. Страхование гражданско-правовой ответственности владельцев объектов, деятельность которых связана опасностью причинения вреда третьим лицам 3. Страхование гражданско-правовой ответственности работодателя за причинение вр ...