При оценке реальности мероприятий, предусматривающих повышение доходности операций кредитной организации, определяется в какой степени кредитная организация имеет технические и финансовые возможности развивать операции, которые могут принести доход, и позволяет ли ситуация на финансовых и других рынках развивать эти направления бизнеса, возможности направлять свободные денежные средства в какие-либо активные рентабельные операции.
Признанные реальными мероприятия следует оценивать с точки зрения их влияния на финансовое оздоровление кредитной организации, имея в виду, что выполнение всех этих мероприятий должно обеспечить восстановление платежеспособности и ликвидности, то есть покрыть недостаток капитала и ликвидных средств.
В этих целях мероприятия, направленные на восстановление ликвидности кредитной организации, анализируются в первую очередь, так как обеспечение своевременных расчетов по текущим обязательствам является одним из основных условий выполнения данной кредитной организацией мероприятий по финансовому оздоровлению.
При оценке влияния указанных мероприятий на восстановление платежеспособности и ликвидности кредитной организации следует исходить из того, что кредитная организация будет осуществлять в период проведения санационных мероприятий все присущие ей операции, в том числе формирование различных резервов, включая резервы под возможные потери стоимости активов, обязательные резервы, депонируемые в Банке России, и резервный фонд.
Важным моментом в работе с банками, имеющими внешние признаки банкротства, является направление в них рабочих групп для оценки возможностей санирования и установления непосредственно на месте реального финансового состояния в случае, когда бухгалтерская отчетность банка вызывает сомнения в возможности реализации плана санации. Из одиннадцати групп, направленных Главным управлением в 1997 году по указанным причинам, в трех банках было установлено отсутствие реальных возможностей восстановления платежеспособности, а в восьми — даны положительные заключения о возможности финансового оздоровления.
В инструментарии средств по проведению санации банка к наиболее специфичным от носится работа в них Временных администраций, создаваемых приказом Банка России. В случае, если финансовое состояние банка слишком запущено и вызывает опасение способность существующей администрации выправить его, ЦБ единовластно принимает решение о введении в банк временной администрации. Временная администрация так же обязана предоставить в банк план санации кредитного учреждения и, в случае одобрения его в ЦБР, пытаться на практике реализовать его. Оценивая усилия Временных администраций по управлению банками с внешними признаками банкротства, следует признать, что в большинстве своем они не дают положительных результатов. В ряде случаев введение Временных администраций было неоправданным, так как осуществлялось в практически недействующие кредитные организации, а проведенный анализ их финансового состояния свидетельствовал, что санации они не подлежат.
Если ЦБ сомневается в компетентности действующего руководства банка и предвидит грядущие проблемы, связанные с этим, он вправе рекомендовать акционерам (или пайщикам) заменить действующий руководящий состав (управляющего, главного бухгалтера и т.д.). В основном, рекомендации носят директивный характер.
Еще о комерческих банках:
Управление финансовой устойчивостью коммерческого
банка, на основе активных и пассивных операций
Как уже было отмечено выше, управление финансовой устойчивостью коммерческого банка обеспечивается управлением банковскими операциями, в частности активными операциями и является одной из наиболее актуальных проблем современной науки банковского дела. Процесс принятия управленческих решений для обе ...
Особенности кредитной системы
В Российской Федерации постепенно формируется кредитная система, которая строится на тех. же принципах, что и в странах с развитой рыночной экономикой. В настоящее время наиболее заметным явлением в кредитной системе можно считать концентрацию и централизацию банковского капитала. Выделяются крупн ...
Анализ системы продвижения ипотечных продуктов Нижегородского филиала ОАОАКБ «Росбанк»
В Нижегородском филиале программа ипотечного кредитования начала действовать с 2006 года. Но свой анализ реализации маркетинговых инструментов я начну с сентября 2007 года. Именно в этот период сформировалась полноценная группа ипотечного кредитования, выделенная из специалистов Банка. До этого мом ...