Антикризисное управление в кредитных организациях

Экономика » Антикризисное управление в кредитных организациях

Сложившаяся напряженная ситуация в экономике постепенно охва­тила и банковскую систему, привела к увеличению числа кредитных институтов, допуска­ющих нарушения в своей деятельности и имеющих неудовлетворитель­ные экономические показатели. В качестве причин, порождающих увеличение числа проблемных кредитных организаций, называют слабый анализ деятельности, низкий уровень менеджмента, отсутствие стратегического планирования, ошибки в проводимой банка­ми финансовой политике, мошенничество в банках и прочие внутрибанковские проблемы. Несомненно, перечисленные факторы оказывают зна­чительное влияние на устойчивость кредитной организации, однако было бы неправильно считать виновниками всех бед только сами банки. Убытки и мошенничество со стороны банков происходят в условиях, когда сти­мулы в экономике искажены, прибыль, полученная в результате приня­тия на себя спекулятивных рисков, попадает в частные руки, а убытки распределяются между всеми членами общества в условиях слабого кон­троля за спекулятивными сделками. С помощью организованного надзо­ра и обеспечения жесткого соблюдения действующих норм иногда мож­но предотвратить случаи мошенничества, однако, этими способами не­возможно предотвратить системные убытки, т.е. убытки, которые несет экономика страны вместе с ее банковской системой.

Банковская практика [38, 39, 40] доказала отсутствие единой универсальной методики определения финансового состояния кредитных организаций, которая могла бы давать комплексное определение и диагностику на различных стадиях, а в некоторых случаях и конкретные предложения по вывод кредитной организации из сложившейся кризисной ситуации. Схемы, разработанные ЦБ для работы с проблемными кредитными институтами, пре­дусматривают меры как рекомендательного, так и принудительного ха­рактера, однако часто на практике санация кредитной организации осуществляется на по­здней, запущенной стадии проблемности, когда уже даже меры принуди­тельного характера мало эффективны. Распознание состояния кредитной организации (диагностика) один из основных базовых моментов, с которого должно начинаться антикризисное управление.

Во многих случаях ухуд­шение состояния проблемных кредитных учреждений начинается с хронической непла­тежеспособности. Разрешение банковских проблем зачастую откладыва­ется из-за нежелания или неспособности определить масштаб проблем. Плохая бухгалтерская отчетность скрывает размер убытков (как в фон­дах, так и в денежной массе). Неплатежеспособные кредитные организации на первых этапах могут легко скрыть свои убытки, маскируя сомнительные креди­ты. Неспособность решать проблемы скрытых убытков создает систему ложных стимулов в банковском деле, приводит к нерациональному рас­пределению ресурсов, ведет к дальнейшему усилению диспропорций в макроэкономике.

Основной целью данной работы является выработка конкретных рекомендаций по совершенствованию антикризисного управления кредитными организациями. К сожалению, данная тема еще очень слабо освещена в отечественной литературе: у нас практически отсутствует опыт проведения подобных мероприятий.

Ознакомившись с теориями Г.С. Пановой, В.В. Иванова, В.Е. Черкасова и проч., а также проанализировав методические рекомендации по анализу деятельности кредитных организаций, выработанные отделом по банковскому надзору Национального Банка Республики Адыгея, автор предлагает универсальную модифицированную методику анализа деятельности и ранней диагностики проблемности кредитной организации. Численная реализация прелагаемой методики базируется на данных одного из коммерческих банков. Автор выясняет сущность кризисных явлений в кредитных институтах и экономике в целом, уделяет огромное внимание существующей практике антикризисного управления в проблемных банковских учреждениях, фиксирует ее недостатки и предлагает свои варианты решения проблемы.

Еще о комерческих банках:

Функции Центрального банка
Центральный банк – прежде всего посредник между государством и остальной экономикой через банки. В качестве такого учреждения он призван регулировать денежные и кредитные потоки с помощью инструментов, которые закреплены за ним в законодательном порядке. Инструментарий денежно-кредитной политики ра ...

Участники рынка ценных бумаг
В России участниками рынка ценных бумаг являются эмитенты, инвесторы, инвестиционные институты и профессиональные участники рынка. Эмитенты – юридическое лицо, государственный орган или орган местной администрации, выпускающий ценные бумаги и несущий от своего имени обязательства по ним перед владе ...

Порядок выплаты доходов учредителю управления ОФБУ
Доходы (прибыль), полученные Доверительным управляющим по Договору доверительного управления, рассчитываются как пропорциональная часть суммы доходов (прибыли) ОФБУ по балансу ОФБУ, исходя из причитающейся Учредителю управления доли в составе ОФБУ. Текущая стоимость активов ОФБУ рассчитывается ежед ...

Навигация

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.supremebank.ru