Антикризисное управление в кредитных организациях

Экономика » Антикризисное управление в кредитных организациях

Сложившаяся напряженная ситуация в экономике постепенно охва­тила и банковскую систему, привела к увеличению числа кредитных институтов, допуска­ющих нарушения в своей деятельности и имеющих неудовлетворитель­ные экономические показатели. В качестве причин, порождающих увеличение числа проблемных кредитных организаций, называют слабый анализ деятельности, низкий уровень менеджмента, отсутствие стратегического планирования, ошибки в проводимой банка­ми финансовой политике, мошенничество в банках и прочие внутрибанковские проблемы. Несомненно, перечисленные факторы оказывают зна­чительное влияние на устойчивость кредитной организации, однако было бы неправильно считать виновниками всех бед только сами банки. Убытки и мошенничество со стороны банков происходят в условиях, когда сти­мулы в экономике искажены, прибыль, полученная в результате приня­тия на себя спекулятивных рисков, попадает в частные руки, а убытки распределяются между всеми членами общества в условиях слабого кон­троля за спекулятивными сделками. С помощью организованного надзо­ра и обеспечения жесткого соблюдения действующих норм иногда мож­но предотвратить случаи мошенничества, однако, этими способами не­возможно предотвратить системные убытки, т.е. убытки, которые несет экономика страны вместе с ее банковской системой.

Банковская практика [38, 39, 40] доказала отсутствие единой универсальной методики определения финансового состояния кредитных организаций, которая могла бы давать комплексное определение и диагностику на различных стадиях, а в некоторых случаях и конкретные предложения по вывод кредитной организации из сложившейся кризисной ситуации. Схемы, разработанные ЦБ для работы с проблемными кредитными институтами, пре­дусматривают меры как рекомендательного, так и принудительного ха­рактера, однако часто на практике санация кредитной организации осуществляется на по­здней, запущенной стадии проблемности, когда уже даже меры принуди­тельного характера мало эффективны. Распознание состояния кредитной организации (диагностика) один из основных базовых моментов, с которого должно начинаться антикризисное управление.

Во многих случаях ухуд­шение состояния проблемных кредитных учреждений начинается с хронической непла­тежеспособности. Разрешение банковских проблем зачастую откладыва­ется из-за нежелания или неспособности определить масштаб проблем. Плохая бухгалтерская отчетность скрывает размер убытков (как в фон­дах, так и в денежной массе). Неплатежеспособные кредитные организации на первых этапах могут легко скрыть свои убытки, маскируя сомнительные креди­ты. Неспособность решать проблемы скрытых убытков создает систему ложных стимулов в банковском деле, приводит к нерациональному рас­пределению ресурсов, ведет к дальнейшему усилению диспропорций в макроэкономике.

Основной целью данной работы является выработка конкретных рекомендаций по совершенствованию антикризисного управления кредитными организациями. К сожалению, данная тема еще очень слабо освещена в отечественной литературе: у нас практически отсутствует опыт проведения подобных мероприятий.

Ознакомившись с теориями Г.С. Пановой, В.В. Иванова, В.Е. Черкасова и проч., а также проанализировав методические рекомендации по анализу деятельности кредитных организаций, выработанные отделом по банковскому надзору Национального Банка Республики Адыгея, автор предлагает универсальную модифицированную методику анализа деятельности и ранней диагностики проблемности кредитной организации. Численная реализация прелагаемой методики базируется на данных одного из коммерческих банков. Автор выясняет сущность кризисных явлений в кредитных институтах и экономике в целом, уделяет огромное внимание существующей практике антикризисного управления в проблемных банковских учреждениях, фиксирует ее недостатки и предлагает свои варианты решения проблемы.

Еще о комерческих банках:

Состав и структура пассивных операций отделения Сбербанка России
Исследование структуры баланса коммерческого банка следует начинать с пассива, характеризующего источники средств, так как именно пассивные операции в значительной степени предопределяют условия, формы и направления использования банковских ресурсов, т.е. состав и структуру активов. При этом следуе ...

Анализ основных факторов повышения конкурентоспособности ООО страховой компании «Южурал -аско»
Показателем потребительской удовлетворенности соотношением «цена-качество» страхового продукта является согласие клиента приобрести полис. Если страхователь считает, что предлагаемое ему качество услуги стоит запрашиваемых денег, то соотношение «цена-качество» рассматривается как благоприятное и он ...

Классификация видов коммерческих банков, их организационная структура
Коммерческие банки можно классифицировать: 1. По форме собственности. В зависимости от принадлежности капитала выделяют: - государственные банки, если капитал коммерческого банка принадлежит государству. Различают два вида государственных банков — центральные банки, которые осуществляют свои операц ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.supremebank.ru