Оценка деятельности персонала в системе Банка России проводится с 1993 г. (она начиналась с психологического тестирования служащих). Накоплен значительный опыт в Тюменской, Омской, Свердловской областях, в Национальном банке Республики Башкортостан и других регионах. Деловая оценка рассматривается как общая часть системы управления и опирается на имеющиеся распорядительные документы по Расчетно-кассовым центрам (РКЦ) Банка России.
Важная роль отводится предварительной подготовке, которая в первую очередь включает изучение содержания труда на каждом рабочем месте, определение механизма их взаимодействия и обеспечения коллегиальности в реализации бизнес-планов. Наиболее четко и полно описаны рабочие места для техников-операционистов: определены названия, основные должностные обязанности, полномочия, порядок взаимодействия и взаимозаменяемость сотрудников (в том числе и в непредвиденных обстоятельствах), используемые материалы и оборудование, нормативные показатели, объемы и сроки исполнения работы. Такая своеобразная инвентаризация рабочих мест служит объективным источником информации и важным средством оценки результатов работы.
Сложнее определить сущность и содержание труда менеджеров-технологов. С одной стороны -это традиционные типовые расчеты, анализ финансовых показателей в соответствии с нормативно-инструктивными материалами Банка России, составление отчетов, обязательных к представлению в органы налогового контроля, статистики, вышестоящие организации, а также нерегламентированных оперативных справок и отчетов. С другой стороны, в новых условиях менеджер получает известную свободу действий в подготовке финансовых решений и маркетинговых исследований. В таблице 2.2 приведены критерии и уровни классификации рабочих мест банковских менеджеров-технологов.
Предварительная подготовка включает также и разработку графика проведения оценки-аттестации с указанием видов, сроков, подразделений, состава и полномочий комиссии, а также правил, норм и процедур оценки. Процедура и методика комплексной оценки деятельности предполагает, что в ее основе лежат многочисленные источники информации, которые собираются и систематизируются в течение месяца по следующим направлениям: результаты деятельности за последние 6 — 12 месяцев; итоги обучения и предыдущей оценки; служебные перемещения; наказания и поощрения.
Таблица 2.2
Критерии и уровни классификации рабочих мест менеджеров-технологов (по подразделениям)
Критерии классификации рабочих мест |
Уровни классификации | ||
высший |
средний |
низший | |
1. Необходимость финансовой теоретической подготовки, знание инструкций и нормативов, техническая грамотность, уровень интеллектуальной сложности выполняемых работ и ответственности за принимаемые решения. |
валютный и отдел кредитования, экономический отдел |
отдел кассовых операций, сектор ценных бумаг, сектор дело про извод ства |
отдел бухучета, специалисты не основной деятельности |
2. Уровень психологической нагрузки: объем межличностных коммуникаций, степень ответственности за сохранение конфиденциальной информации. |
операции по вкладам, РКЦ |
отдел кредитования, экономический отдел |
отдел кассовых операций, отдел бухучета |
3. Особые требования к физическому и психическому состоянию работника, повышенные эмоциональные и стрессовые нагрузки, необходимость хорошей физической формы, повышенная психическая устойчивость. |
отдел охраны и инкассации, служба безопасности |
отдел кассовых операций, операции по вкладам, РКЦ |
отдел бухучета, экономический отдел |
4. Требования к концентрации внимания: склонность к монотонной работе, продолжительное сохранение внимания. |
валютный отдел, отдел кассовых операций |
операции по вкладам, РКЦ |
отдел кредитования |
5. Необходимость совмещения профессий, освоение нововведений, работа в нестандартных и экстремальных ситуациях, принятие рискованных решений. |
служба экономической безопасности |
операции по микропроцессорным ПК |
валютный и отдел кредитования, РКЦ |
6. Работа с материальными ценностями. |
валютный, реализация монет и слитков, РКЦ |
валютный, реализация монет и слитков, РКЦ |
Еще о комерческих банках:
Проблемы российского банковского сектора в условиях кризиса
Центр исследований Сбербанка изучил 11 банковских кризисов, происходивших в последние 30 лет в разных странах, и меры государственной политики по улучшению ситуации в банковском секторе. Анализ показал, что большинство кризисов имеют одинаковую природу и развиваются по похожим сценариям: многие кри ...
Депозитные и сберегательные сертификаты как объекты
инвестиций
Депозитный сертификат - это письменное свидетельство кредитного учреждения о депонировании денежных сумм, удостоверяющее право владельца на получение по истечении срока суммы депозита и установленных процентов по нему. Депозит отражает экономические отношения по поводу передачи средств клиента во в ...
Учет и анализ собственных средств на примере АКБ «Левобережный»
АКБ «Левобережный» является одним из крупнейших банков страны и по ряду экономических показателей занимает ведущие позиции в кредитной системе. По организационной структуре АКБ «Левобережный» является акционерным коммерческим банком. Органы управления банка включают: общее собрание акционеров. Сове ...