Оценка деятельности персонала в системе Банка России проводится с 1993 г. (она начиналась с психологического тестирования служащих). Накоплен значительный опыт в Тюменской, Омской, Свердловской областях, в Национальном банке Республики Башкортостан и других регионах. Деловая оценка рассматривается как общая часть системы управления и опирается на имеющиеся распорядительные документы по Расчетно-кассовым центрам (РКЦ) Банка России.
Важная роль отводится предварительной подготовке, которая в первую очередь включает изучение содержания труда на каждом рабочем месте, определение механизма их взаимодействия и обеспечения коллегиальности в реализации бизнес-планов. Наиболее четко и полно описаны рабочие места для техников-операционистов: определены названия, основные должностные обязанности, полномочия, порядок взаимодействия и взаимозаменяемость сотрудников (в том числе и в непредвиденных обстоятельствах), используемые материалы и оборудование, нормативные показатели, объемы и сроки исполнения работы. Такая своеобразная инвентаризация рабочих мест служит объективным источником информации и важным средством оценки результатов работы.
Сложнее определить сущность и содержание труда менеджеров-технологов. С одной стороны -это традиционные типовые расчеты, анализ финансовых показателей в соответствии с нормативно-инструктивными материалами Банка России, составление отчетов, обязательных к представлению в органы налогового контроля, статистики, вышестоящие организации, а также нерегламентированных оперативных справок и отчетов. С другой стороны, в новых условиях менеджер получает известную свободу действий в подготовке финансовых решений и маркетинговых исследований. В таблице 2.2 приведены критерии и уровни классификации рабочих мест банковских менеджеров-технологов.
Предварительная подготовка включает также и разработку графика проведения оценки-аттестации с указанием видов, сроков, подразделений, состава и полномочий комиссии, а также правил, норм и процедур оценки. Процедура и методика комплексной оценки деятельности предполагает, что в ее основе лежат многочисленные источники информации, которые собираются и систематизируются в течение месяца по следующим направлениям: результаты деятельности за последние 6 — 12 месяцев; итоги обучения и предыдущей оценки; служебные перемещения; наказания и поощрения.
Таблица 2.2
Критерии и уровни классификации рабочих мест менеджеров-технологов (по подразделениям)
|
Критерии классификации рабочих мест |
Уровни классификации | ||
|
высший |
средний |
низший | |
|
1. Необходимость финансовой теоретической подготовки, знание инструкций и нормативов, техническая грамотность, уровень интеллектуальной сложности выполняемых работ и ответственности за принимаемые решения. |
валютный и отдел кредитования, экономический отдел |
отдел кассовых операций, сектор ценных бумаг, сектор дело про извод ства |
отдел бухучета, специалисты не основной деятельности |
|
2. Уровень психологической нагрузки: объем межличностных коммуникаций, степень ответственности за сохранение конфиденциальной информации. |
операции по вкладам, РКЦ |
отдел кредитования, экономический отдел |
отдел кассовых операций, отдел бухучета |
|
3. Особые требования к физическому и психическому состоянию работника, повышенные эмоциональные и стрессовые нагрузки, необходимость хорошей физической формы, повышенная психическая устойчивость. |
отдел охраны и инкассации, служба безопасности |
отдел кассовых операций, операции по вкладам, РКЦ |
отдел бухучета, экономический отдел |
|
4. Требования к концентрации внимания: склонность к монотонной работе, продолжительное сохранение внимания. |
валютный отдел, отдел кассовых операций |
операции по вкладам, РКЦ |
отдел кредитования |
|
5. Необходимость совмещения профессий, освоение нововведений, работа в нестандартных и экстремальных ситуациях, принятие рискованных решений. |
служба экономической безопасности |
операции по микропроцессорным ПК |
валютный и отдел кредитования, РКЦ |
|
6. Работа с материальными ценностями. |
валютный, реализация монет и слитков, РКЦ |
валютный, реализация монет и слитков, РКЦ | |
Еще о комерческих банках:
Отечественная система безналичных расчетов на
основе пластиковых карточек «БелКарт»
Проанализируем деятельность отечественной системы межбанковских безналичных расчетов на основе пластиковых карточек «БелКарт». По состоянию на 01.07.2008 г. платежную систему «БелКарт» обслуживали 7 банков, 504 пунктов выдачи наличных, включая 261 банкомат, 1268 предприятий торговли и сервиса (осна ...
Зарубежный опыт организации депозитарной деятельности
Зарубежный опыт, накопленный в области функционирования рынка ценных бумаг, огромен. Изучение его очень важно, хотя, как и в других случаях, весьма затруднено прямое перенесение опыта организации фондовых рынков развитых государств, на нашу почву. Не следует также копировать и повторять российский ...
Порядок формирования собственного капитала коммерческого банка
Собственный капитал составляет основу деятельности коммерческого банка. Он формируется в момент создания банка и первоначально состоит из сумм, полученных от учредителей в качестве их взноса в уставный капитал банка, которые могут производиться как напрямую, если банк создается в форме общества с о ...