При размещении валютных резервов Нацбанк РМ руководствуется международно признанными критериями определения надежности банков - партнеров и установления лимитов на операции с ними. Нацбанк РМ также учитывает международную практику размещения валютных резервов, в соответствии с которой как в высокоразвитых, так и переходных экономиках средства валютного резерва размещаются в первоклассных зарубежных, а не отечественных банках. Указанная традиция объясняется двумя главными причинами.
Во-первых, активы в иностранных валютах всегда в конечном итоге размещаются у заемщиков в стране - эмитенте соответствующей валюты. Таким образом, и при передаче части средств валютного резерва отечественным коммерческим банкам последние будут переразмещать валюту на тех же рынках с единственным отличием - часть прибыли от такого размещения будет перераспределяться в пользу коммерческих банков (причем тем большая часть прибыли, чем более рискованным и менее качественным будет такое переразмещение). В силу своей малой известности на международных финансовых рынках и отсутствия инвестиционного рейтинга российские банки будут получать заведомо более низкий доход при размещении своих активов в первоклассных зарубежных банках, чем Банк России, имеющий в настоящее время достаточно высокую репутацию на мировом финансовом рынке. Это будет вынуждать российские банки обращаться к менее надежным заемщикам или переразмещать ресурсы на внутреннем валютном рынке, что значительно ухудшает качество активов, их надежность и ликвидность.
Во-вторых, говоря о размещении средств валютного резерва в отечественных коммерческих банках, фактически имеется в виду проведение операций по рефинансированию коммерческих банков, которое всегда должно осуществляться в национальной валюте. Система рефинансирования коммерческих банков, опосредованная иностранной валютой, подрывает устойчивость национальной валюты как единственного законного платежного средства на территории страны и не может нормально выполнять свои функции. Дополнительные сложности создает неизбежно возникающий выборочный подход при ее реализации.
Наконец, являясь членом МВФ, Молдова взяла на себя обязательства по осуществлению денежно-кредитной политики, включая достижение согласованных уровней валютных резервов. В соответствии с требованиями МВФ для всех стран - членов валютными резервами считаются только средства, размещенные в центральных и первоклассных зарубежных коммерческих банках.
Огромное значение для формирования резерва и управления им имеет валютный курс.
Официальный курс молдавского лея к доллару США рассчитывается на основании средневзвешенного курса всех сделок на валютном рынке Молдовы. При расчете курса берутся сделки, осуществленные с 12.30 предыдущего дня до 12.30 текущего дня на межбанковском и внутрибанковском рынке (банк-клиент). Курс рассчитывается автоматически на основе того, что реально сформировалось на рынке. Все остальные валюты пересчитываются по кросс-курсу на мировом валютном рынке, отслеживаемому в информационной системе REUTERS на 14.00. На данный момент курсы фиксируются, рассчитываются кросс-курсы по отношению к лею, которые становятся официальными. В случае, если валюта неликвидная, берется котировка Центрального банка - эмитента валюты.
В свою очередь, устойчивость валюты во многом определяет величина валютных резервов.
Структура валютных резервов НБМ отражает структуру обязательств, которые деноминированы в СПЗ (Специальные права заимствования - условная денежная единица, используемая МВФ).
От состояния золотовалютных резервов страны зависит бесперебойность ее международных расчетов, своевременность погашения и обслуживания внешнего государственного долга при временных нарушениях равновесия платежного баланса. В мировой практике и статистике золотовалютные резервы иначе называют резервами международных ликвидных средств. Эти резервы способствуют повышению суверенного кредитного рейтинга страны.
Обычно (если следовать мировой практике) золотовалютные резервы государства имеют две составляющие: а) централизованный запас золота; б) фонд иностранной валюты, владельцами которого выступают государственные валютные органы: Центральный банк, Министерство финансов. Обе разновидности считаются официальным резервом международных ликвидных средств. В разных пропорциях этот резерв состоит из:
-
монетарного золота (страхового резервного фонда), ценности, которую можно продать на рынке, поместить в залог с целью приобретения денежных средств, необходимых для международных платежей;
-
запаса иностранных валют, включающего валютные активы Центрального (Национального) банка и Министерства финансов в форме наличных денег, обратных РЕПО с нерезидентами, банковских депозитов в банках-нерезидентах с высоким рейтингом;
-
резервной позиции в МВФ, в пределах которой страна-владелец имеет возможность автоматически и по первому требованию получить необходимые средства в свободно конвертируемой валюте;
Еще о комерческих банках:
Порядок открытия лицевых счетов распорядителей средств федерального
бюджета
Переводу на финансирование расходов федерального бюджета через лицевые казначейские счета, открываемые в органах казначейства, подлежат: • учреждения, организации, предприятия, финансирование которых осуществляется на основе бюджетных назначений, до веденных реестрами ГУФК, утвержденных смет расход ...
Интернет как канал доставки банковских услуг
В современном мире, когда с огромной скоростью развиваются Интернет-технологии, банковский сектор начинает постепенно их осваивать. Уже вошли в обиход пластиковые карточки, электронные деньги и прочие услуги. Интернет является новым каналом связи и доставки банковских услуг. Каналы связи используют ...
Понятие кредитной системы. Факторы её развития
Современна кредитная система - это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала. Через кредитную систему реализуются сущность и функции кредита. Различают два понятия кредитной системы: 1) ...