Вместе с тем следует отметить, что политика поддержания высоких процентных ставок по кредитам, обусловленная общей макроэкономической ситуацией, имела ряд отрицательных последствий не только для реального сектора, но и для банковской системы Беларуси. В частности, произошло свертывание применения рубля в активных операциях банков, особенно в кредитовании реального сектора, в пользу расширения использования иностранной валюты.
В Республике Беларусь основными инструментами процентной политики Национального банка являются базовая ставка рефинансирования и ставки по операциям Национального банка на финансовом рынке. Ставка рефинансирования в ходе эволюции денежно-кредитной системы Республики Беларусь стала в большей степени индикативным показателем, дающим экономике ориентир стоимости национальной валюты в среднесрочной перспективе. Ставки по операциям Национального банка на финансовом рынке – оперативный инструмент процентной политики [12, с.17].
Национальный банк Республики Беларусь в проведении процентной политики придерживается определенных принципов и подходов, ориентируется на достижение конкретных целей, имеет свою стратегию регулирования.
Многие изменения в структуре кредитного портфеля коммерческих банков Республики Беларусь объясняются стремлением Национального банка сделать их процентную политику более приемлемой для предприятий реального сектора экономики, которые в настоящее время не могут расширять заимствования из-за дороговизны кредитных ресурсов. С этой целью Национальный банк призывает банки снизить разрыв между ставками по привлекаемым депозитам и выдаваемым кредитам.
В соответствии с рекомендациями в I квартале 2003 года банки ориентировались на ставки по выдаваемым кредитам на уровне ставки рефинансирования плюс 9 %, во II – плюс 8%, в III – плюс 7 %, в IV – плюс 6 %.
Проводя операции на финансовом рынке и устанавливая процентные ставки по инструментам денежно-кредитной политики, Национальный банк Республики Беларусь не только формирует коридор колебаний процентных ставок в экономике, но и создает рыночные ожидания, которые будут оказывать воздействие на экономическое развитие в ближайшей перспективе посредством влияния на мотивацию банков по управлению их ресурсными потоками, в том числе при принятии решений по формированию ресурсной базы и размещению кредитных и иных ресурсов.
В конце 2003 года процентная ставка Национального банка была ориентирована на поддержание положительных значений реальных процентных ставок на депозитно-кредитном рынке и увеличение доступности кредитов банков для предприятий реального сектора экономики.
Национальный банк Республики Беларусь за 2003 год осуществлял поэтапное снижение базовой ставки рефинансирования с 38 % годовых на начало года до 28 % годовых на конец года. Таким образом, среднее значение ставки рефинансирования в 2003 году сложилось на уровне 33,4 % годовых. В реальном выражении за указанный период базовая ставка рефинансирования сложилась уровне 0,9 % в среднем за месяц [9, с.74].
В течение 2003 года были снижены ставки по инструментам поддержания и изъятия ликвидности. По кредиту овернайт ставка была снижена с 55 % годовых в январе до 40 % годовых в декабре 2003 года. По приему средств в депозиты по различным срокам привлечения ставки снижены с 20-30 % годовых на начало 2003 года до 15-18 % годовых в декабре 2003 года.
Еще о комерческих банках:
Особенности
осуществления брокерских Интернет-услуг
Финансовый рынок – это сложная система взаимоотношений между экономическими субъектами этого рынка. Все субъекты являются одинаково значимыми, и без любого из них финансовый рынок не сможет выполнять те функции, которые на него возложены. В том числе это касается и брокерских компаний. Массовое рас ...
Структурные соотношения активов и обязательств страховщика
Для обеспечения своей платежеспособности страховщики обязаны соблюдать нормативные соотношения между активами и принятыми ими страховыми обязательствами. Методика расчета этих соотношений и их нормативные размеры устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деят ...
Организационные формы казначейского исполнения бюджета субъекта Российской
Федерации
Рассмотрим возможные организационные формы, посредством которых могут осуществляться бюджетные полномочия, которыми наделены органы исполнительной власти субъектов Федерации при казначейском исполнении бюджета по доходам и расходам. I, Реорганизация финансового управления администрации субъекта Фед ...