Правила выдачи лицензий коммерческим банкам

На сегодняшний момент, Банк России принялся активно заниматься вопросами в деле лицензирования кредитных организаций, причём задолго до того, как в проекте долгосрочной программы правительства появилось предложение резко сократить количество банков с валютной лицензией. В соответствии с разрабатываемыми правилами банки смогут получить лицензии четырех категорий, причем требования, предъявляемые ним, ужесточатся. В частности, скоро им придется вносить в уставный капитал на 3 млн ЕВРО, как прежде, а 5 млн ЕВРО.

В феврале 2005 года Комитет банковского надзора ЦБ решил упорядочить порядок лицензирования деятельности банков. Из представителей департаментов, работающих с кредитными организациями, была создана специальная рабочая группа по подготовке предложений в этой области. Итогом ее работы стал проект новой концепции лицензирования банков, который в ближайшие месяцы может быть утвержден советом директоров.

С соответствии с проектом комбанки смогут получать в Банке России четыре вида лицензии, разделенных на категории от A до D.

- Лицензия категории А дает право на совершение банковских операций в рублях со средствами резидентов, а также операций по кассовому обслуживанию и осуществлению платежей по поручению граждан без открытия счетов. Остальные категории лицензий будут являться дополнительными к категории А.

- Лицензия В предусматривает возможность осуществления банковских операций со средствами резидентов в иностранной валюте на территории России, а также привлечение во вклады и размещение драгметаллов.

- Лицензия категории С, которая будет выдавать банкам, проработавшим не менее 2 лет, из которых 1 год по лицензии В, предоставит права, аналогичные категории В, с возможностью обслуживания как резидентов, так и нерезидентов. Кроме того, этот вид лицензии даст возможность проводить операции на территории РФ и за ее пределами, а также открывать филиалы и представительства за рубежом.

- Последний вид лицензии, имеющий категорию D, даст банку право работать со средствами физических лиц в объемах лицензий категорий А, В и С, в зависимости от того, какими из них владеет кредитная организация. Право на лицензию D будет, как и сейчас, даваться банкам, с даты госрегистрации которых прошло не менее 2 лет.

Требования к вновь создаваемым банкам достаточно серьёзны. Так, кредитные организации, ходатайствующие о получении лицензий категории А и В должны будут иметь уставный капитал в объеме 5 млн ЕВРО (сейчас действует требование о 3 млн ЕВРО), а филиалы иностранных банков 10 млн ЕВРО независимо от категории лицензии. Такая же сумма понадобится для получения лицензий категорий С и D.

Те банки, у которых уже есть лицензия, смогут выполнять все разрешенные ранее операции. Однако при желании расширить круг этих операций им придется пользоваться новыми правилами, чего ранее не было. То есть если небольшой региональный банк захочет получить право на работу с валютой или с физическими лицами, то теперь ему придется увеличивать капитал до 10 млн ЕВРО. Кроме того, вновь создаваемым или расширяющим поле деятельности банкам придется соответствовать всем прежним требованиям, применявшимся при выдаче лицензий.

В условиях, существует необходимость так называемой “расчистки” банковской системы от нежизнеспособных организаций, вряд ли соображения гуманности к региональным банкам смогут повлиять на принятие решения. Тем более, что действующие небольшие кредитные организации, которые так удачно выстояли в период финансового кризиса, смогут действовать и дальше - без перспектив на расширение

Высшим органом является Совет директоров - коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности БР, осуществляющий руководство и управление БР. В Совет директоров входят Председатель БР (назначается на должность ГД сроком на 4 года по представлению президента) и 12 членов Совета директоров (назначаются на должность на 4 года ГД по представлению Председателя БР, согласованному с Президентом РФ).

Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления.

В систему БР входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, подразделения безопасности и Российское объединение инкассации.

Национальные банки республик являются территориальными учреждениями БР - они не имеют статуса юридического лица и не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер, выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения Совета директоров

В составе территориального учреждения БР действует расчетно-кассовый центр: головной РКЦ, межрайонный РКЦ, районный РКЦ. Создание РКЦ, реорганизация и ликвидация осуществляется решением Совета директоров БР в порядке, установленном ФЗ "О ЦБ РФ", Положением об РКЦ и др. н/а БР.

Таким образом, основной целью деятельности РКЦ является обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы РФ.

Еще о комерческих банках:

Негоциируемый аккредитив
Негоциируемый аккредитив называют также аккредитивом с негоциацией тратт. Под негоциацией понимается купля-продажа векселей и других ценных бумаг, имеющих спрос на рынке. Негоциируемый аккредитив отличается от платежного .и акцептного аккредитивов тем, что тратты выставляются на покупателя или банк ...

Расчеты платежными требованиями, оплачиваемые без акцепта плательщиков
В платежном требовании на безакцептное списание денежных средств со счетов плательщиков на основании законодательства в поле «Условие оплаты» получатель средств проставляет «без акцепта», а также делает ссылку на закон (с указанием его номера, даты принятия и соответствующей статьи), на основании к ...

Становление валютной системы России
Тенденция к возрастанию роли валютной сферы в отношениях участников международного обмена прослеживается на всех этапах эволюции мировой валютной системы, начиная с золотого стандарта. Чем глубже вовлечено национальное хозяйство в систему мировых хозяйственных связей, тем сильнее стремление национа ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.supremebank.ru