Банковская реформа в обеспечении функций Центрального банка РФ

Экономика » Денежно-кредитная система и инструменты политики Центрального банка » Банковская реформа в обеспечении функций Центрального банка РФ

Страница 1

Создание 2-х уровневой банковской системы, состоящей из эмиссионного банка и государственных специализированных банков, непосредственно обслуживающих народное хозяйство; перевод специализированных банков на хозрасчет и самофинансирование, совершенствование форм и методов кредитования. Центральное место в этой системе отводится Государственному банку, с целью отделения эмиссии от кредитования. Он также является координатором деятельности специализированных банков и проведения единой кредитно-денежной политики.

В 1987 году, на базе ранее существовавших институтов были созданы Промстройбанк, Жилсоцбанк, Сбербанк, Агропромбанк, Внешэкономбанк СССР. Это привело к определенному оживлению банковской деятельности, но полноценной банковской реформы не произошло - экономические отношения остались прежними. Стали внедряться договорные отношения с клиентурой, улучшилась структура кредитных вложений. Отсутствие эффективной системы экономического регулирования денежного оборота усугубило товарно-денежную несбалансированность экономики. Директивное закрепление клиентуры в зависимости от ее отраслевой принадлежности вызвало неравномерное распределение пассивов между банками. Кроме того, следует отметить, что монополия на проведение банковских операций осталась за государством.

Создание нового механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего экономическими методами воздействовать на макроэкономические пропорции общественного воспроизводства. Создание условий для перелива ресурсов из одной отрасли в другую, например, в сельское хозяйство. Для этих целей Госбанк был выведен из подчинения правительству. Была создана двухуровневая банковская система.

Но, не было учтено, что новая банковская система должна отражать реальности сложившиеся в банковском деле за последние 60 лет (распределение денежных накоплений, роль отдельных кредитных институтов, основные денежные потоки и т.п.). Не учитывалось, что будущая банковская система не может быть полностью адекватна классическим двухуровневым системам, созданным в индустриальных странах со стабильно развивающейся рыночной экономикой. В отличие от них это - банковская система переходного и развивающегося хозяйства, отличающегося нестабильностью и резкими структурными сдвигами.

В результате ряда коренных реформ, предпринимаемых в последнее время в нашей стране, была создана качественно новая система экономических отношений. Одной из основных ее особенностей является высокая степень монополизации экономики, возникшая как в результате необдуманных экономических шагов руководства страны, так и вследствие высокой централизации советской экономической системы. Это создает существенные трудности при формировании цивилизованного рынка кредитных ресурсов.

Существует даже мнение, что на сегодняшний день на банковском рынке нет реальной конкуренции, так как спрос на кредитные ресурсы очень велик. На данный момент участие кредитных ресурсов в реальном инвестиционном процессе в экономику страны сильно ограничено, поскольку последний сопряжен со значительными рисками и падением оборачиваемости капитала. В этом смысле современная двухуровневая структура не вполне отвечает потребностям преобразования макроструктуры экономики, то есть, не отражает объективных требований к достаточной оптимизации макроэкономических корпораций и к формированию воспроизводственной структуры, соответствующего рыночного типа.

Страницы: 1 2 3

Еще о комерческих банках:

Развитие медицинского страхования в России
Зарождение элементов социального страхования и страховой медицины в России началось еще в XVIII - начале XIX вв., когда на возникших первых капиталистических предприятиях появились первые кассы взаимопомощи. Сами рабочие стали создавать за свой счет (без участия работодателей) общества взаимопомощи ...

Анализ состояния ликвидности
Для анализа этого показателя используются данные о состоянии корсчета. Используются также данные отчета о картотеке неоплаченных документов клиентов в связи с отсутствием средств на корсчетах, сведения о нормативах ликвидности, форма 125 финансовой отчетности. В ней дается распределение активов и п ...

Анализ основных факторов повышения конкурентоспособности ООО страховой компании «Южурал -аско»
Показателем потребительской удовлетворенности соотношением «цена-качество» страхового продукта является согласие клиента приобрести полис. Если страхователь считает, что предлагаемое ему качество услуги стоит запрашиваемых денег, то соотношение «цена-качество» рассматривается как благоприятное и он ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.supremebank.ru