В СССР – развитие валютного рынка и валютного законодательства началось в конце 1980х годов, когда было покончено с государственной монополией внешней торговли. В переходный период (с января 1990 года по июль 1992 года) наблюдалась множественность обменных курсов рубля:[11]
1.
Официальный курс – использовался для экономического анализа международных статистических сопоставлений;
2.
Специальный курс – применялся при валютном обслуживании советских и иностранных граждан;
3.
Коммерческий курс – использовался при расчётах по внешнеторговым операциям и иностранным капиталовложениям на территории бывшего СССР, а также советскими инвестициями за границу;
4.
Биржевой курс – был введён в апреле 1991 года, когда начала функционировать валютная биржа Государственного Банка СССР. И в июле 1992 года вместо множественности валютных курсов был введён единый официальный курс российского рубля к доллару США и к другим валютам – определяемый на торгах Московской Межбанковской Валютной Бирже.
В настоящее время купля-продажа иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, в РФ производится только через уполномоченные банки.
Ц.Банк РФ устанавливает для кредитных организаций требования к оформлению документов при купле-продаже наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте.
Установление требования об идентификации личности при купле-продаже физическими лицами наличной иностранной валюты и чеков номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Сведения, идентифицирующие личность, могут быть внесены в документы, оформляемые при купле-продаже физическим лицом наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, по просьбе самого физического лица.
ЦБ РФ устанавливает порядок купли-продажи иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, резидентами, не являющимися физическими лицами, и нерезидентами, который может предусматривать:[12]
- установление требования об использовании специального счета резидентами и нерезидентами;
- установление требования о резервировании резидентами суммы, не превышающей в эквиваленте 100 процентов суммы покупаемой иностранной валюты, на срок не более 60 календарных дней до даты осуществления покупки иностранной валюты;
- установление требования о резервировании нерезидентами суммы, не превышающей в эквиваленте 20 процентов суммы продаваемой иностранной валюты, на срок не более года.
Требования не применяются при совершении купли-продажи иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, уполномоченными банками, а также при совершении купли-продажи иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, физическими лицами не для целей осуществления ими предпринимательской деятельности.
Требования не применяются, если требования о резервировании уже установлены в связи с осуществлением валютной операции, для проведения которой производится купля-продажа иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте.
Начало изменений в системе управления валютно-финансовыми связями восходит к началу процесса перестройки в середине 80-х годов. Тогда о рынке разговора не было. Задача была поставлена усовершенствовать расчеты во внешней торговле, заинтересовать предприятия в экспорте своей продукции, бороться с "импортной чумой", отойти от сырьевой ориентации российского экспорта. Причем совершенствование предполагалось осуществить в рамках действовавшей плановой системы и командной системы управления.[13] Положение во внешней торговле в то время становилось угрожающе тревожным. Импорт рос стремительными темами, опережая экспорт. Товары все больше закупались в кредит. Росла государственная задолженность. Западные фирмы стали все чаше отказывать в кредите. Складывалось ощущение, что страна приближается к финансовому банкротству. Нужно было что-то делать.
Еще о комерческих банках:
Анализ состояния рынка ипотечного жилищного кредитования в регионе
Ипотечное кредитование фактически обеспечивает наполнение двух финансовых потоков инвестиций в строительство и кредитование населения. Используя механизм ипотеки можно не только снять бремя жилищной проблемы, но и активизировать развитие, повысить инвестиционную привлекательность строительного комп ...
Деятельность коммерческих банков на рынке ценных бумаг
Современные исследователи рассматривают банк как предприятие, учреждение или институт, целью которого является получение прибыли, выполнение контрольной и ряда других макроэкономических функций. Однако, анализ показывает, что данные черты присущи не всем банкам, и, следовательно, не могут рассматри ...
Ресурсная база и основные модели ипотечного жилищного кредитования в
Российской Федерации
Ресурсная база ипотечного жилищного кредитования представляет собой совокупность источников финансирования данных кредитов. Структура ресурсной базы является неоднородной и включает в себя следующие источники: 1). Средства Агентства Ипотечного Жилищного кредитования. АИЖК – открытое акционерное общ ...