Оценка эффективности развития рынка банковских пластиковых карточек в Республике Беларусь

Экономика » Анализ развития системы безналичных расчетов на основе банковских пластиковых карточек » Оценка эффективности развития рынка банковских пластиковых карточек в Республике Беларусь

Страница 5

В результате значительных инвестиций со стороны белорусских банков в развитие систем расчетов с использованием банковских карточек и при активной поддержке государства на отечественном рынке начала формироваться современная инфраструктура обслуживания банковских карточек различных систем расчетов, основанная на внедрении платежных терминалов и банкоматов. Так по состоянию на 01.07.2008 г. в 4568 предприятиях торговли и сервиса принимали карточки в уплату за товары и услуги (на 12 % больше, чем на 01.01.2008 г.), в 2094 пунктах выдавали наличные (на 10 % больше, чем на 01.01.2008 г.) и в 1345 банкоматах (на 25 % больше, чем на 01.01.2008 г.) держатель мог снять денежные средства со счета с использованием карточки. Наиболее активную работу по развитию элементов технической инфраструктуры обслуживания держателей карточек в 2008 г. проводил АСБ «Беларусбанк» - количество банкоматов составило по состоянию на 01.07.2008 г. – 600 шт. (45 %) (рис. 4) от общего объема; количество ПТС – 1602 шт. (35 %) (рис. 5), количество ПВН – 1164 шт. (56 %) (рис. 6).;

Рис. 4 Доля рынка по установленным банкоматам на 01.07.2008 г., %

Рис. 5 Доли рынка по количеству обслуживаемых ПТС на 01.07.2008 г., %

Рис. 6 Доли рынка по количеству обслуживаемых ПВН на 01.07.2008 г., %

В заключение анализа банкоматно-терминальной сети, стоит еще раз подчеркнуть, что в отличие от эмиссии карточек формирование технической инфраструктуры обслуживания держателей идет более медленными темпами. Трудности банков, связанные с развитием инфраструктуры, обусловлены следующими факторами:

- необходимостью крупных финансовых вложений, которыми на сегодняшний день банки не располагают. Денежные средства прежде всего необходимы для закупки и поддержания в работоспособном состоянии дорогостоящих аппаратно-програмных комплексов, организации каналов связи, закупки заготовок пластиковых карточек;

- выполнением банками не свойственных им функций (процессинг), что влечет за собой существенное увеличение штата сотрудников, работающих с пластиковыми карточками;

- дублированием затрат на развитие параллельных сетей банкоматов (сети банкоматов для проведения операций с карточками международных систем и системы «БелКарт»).

Решение банками данных проблем самостоятельно и обособленно приводит к дополнительным затратам каждого банка в отдельности на создание и обслуживание соответствующей инфраструктуры. В связи с этим, со стороны Национального банка РБ и коммерческих банков было высказано мнение о целесообразности и необходимости создания в республике отдельного предприятия. Таким образом, 14 июня 2004 г. был создан Банковский процессинговый центр, основная цель которого - координация усилий банков для развития инфраструктуры безналичных расчетов с использованием пластиковых карточек.

Но, несмотря на все вышеперечисленные проблемы в формировании технической инфраструктуры, в ближайшее время следует ожидать активного развития банкоматно-терминальной сети. Данное развитие обусловлено как «давлением» со стороны держателей карточек, так и конкурентной борьбой между банками за рынок банковских карточек. Активное наращивание банками банкоматно-терминальной сети различных систем и технологий расчетов с использованием карточек является дополнительным стимулом для внедрения терминального оборудования, способного обслуживать карточки различных систем расчетов.

Немаловажным фактом является то, что почти все внедряемые в республике системы национального и локального масштаба – отечественные разработки. Помимо разработки информационных технологий и программного обеспечения в республике организовано производство технических средств для данной отрасли – некоторые виды платежных терминалов. Соответственно, это позволило создать дополнительные рабочие места, сократить отток квалифицированных кадров в другие отрасли и за рубеж, снизило потребность в импортном оборудовании.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще о комерческих банках:

Финансовые ресурсы
Вторичный рынок ипотечных кредитов. Размещение средств на депозитах или счетах с неснижаемым остатком. Рассматривая источники финансовых ресурсов, необходимо учитывать, что они не однородны по своему составу. Поэтому при их анализе следует выделять в особую группу те виды ресурсов, в которых предст ...

История возникновения. Органы управления Банком
Банк создан в соответствии с решением общего собрания участников Коммерческого банка развития предпринимательской деятельности «ГУТА-БАНК» (общества с ограниченной ответственностью) о его преобразовании от 31 марта 2000 года (протокол №77) с наименованиями Закрытое акционерное общество «Коммерчески ...

Организационная структура ОАО «Россельхозбанк»
Банк имеет определенный аппарат управления. На его структуру оказывает влияние, прежде всего, характер банковской деятельности. Поскольку банк является предприятием, то построение аппарата его управления, с одной стороны, содержит некоторые черты, характерные для всех предприятий, занятых производс ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.supremebank.ru