Исторические аспекты развития фондового рынка и структура депозитарной системы в Республике Беларусь

Экономика » Депозитарная деятельность в Республике Беларусь и пути ее совершенствования » Исторические аспекты развития фондового рынка и структура депозитарной системы в Республике Беларусь

Страница 1

Специфические условия экономического и социального развития Республики Беларусь после распада Советского Союза потребовали особого подхода к созданию рынка ценных бумаг как элемента социально направленной рыночной экономики. Национальные интересы воплотились в специфике нормативно-правовой и законодательной базы белорусского фондового рынка, становление и развитие которого происходило при непосредственном участии государства.

В основу функционирования рынка ценных бумаг были положены единые квалификационные требования к его участникам, стандартные процедуры совершения сделок, унификационные методики курсовых расчетов и апробированная мировым опытом обслуживания инфраструктура. Белорусская модель фондового рынка предполагала высокую степень государственного влияния через процедуры прямого и косвенного регулирования деятельности его институтов. Становление рынка ценных бумаг в Беларуси происходило одновременно с процессами разгосударствления и также неравномерно.

В 1991 году была создана Белорусская фондовая биржа – БФБ, как открытое акционерное общество со значительной долей государства в уставном фонде. Право участвовать в биржевых торгах имели только акционеры Белорусской фондовой биржи, поэтому эмитированные ею акции были достаточно привлекательным фондовым товаром, особенно в периоды оживления на финансовом рынке.

Правлением фондовой биржи утверждались правила торговли, порядок оформления сделок, обеспечивались условия для определения рыночного курса ценных бумаг, а также создавалась надежная система регистрации биржевых сделок. Биржевой товар представлял собой оформленные в соответствии с законом основные и производные ценные бумаги. Биржа обеспечивала профессиональным участникам рынка ценных бумаг необходимые условия для эффективной торговли фондовым товаром и регулировала их деятельность.

Создание в 1991 году Белорусской агропромышленной биржи также способствовало развитию фондового рынка. Она проводила и регистрировала операции с ценными бумагами, осуществляла их котировку, учет движения и анализ факторов, влияющих на конъюнктуру фондовой торговли.

Все эти функции были возложены на фондовый отдел биржи, членами которого могли быть ее акционеры, принимающие участие в биржевых торгах непосредственно либо через брокерскую контору, защищающую интересы клиентов в сделках с ценными бумагами.

После принятия в 1992 году закона "О ценных бумагах и фондовых биржах" фондовый рынок стал развиваться особенно бурно, чему способствовали высокие темпы приватизации на основе именных чеков "Имущество" и "Жилье". Чековая приватизация была направлена на безвозмездную форму разгосударствления предприятий и проводилась достаточно успешно.

В марте 1993 года была учреждена межбанковская валютная биржа – МВБ, на которой проводились валютные операции между уполномоченными банками, осуществлялось рыночное регулирование валютного курса и торги по государственным ценным бумагам. Биржа была закрытым акционерным обществом, которое в период относительной либерализации финансового рынка смогло создать достаточно эффективный механизм котировки валюты. На базе межбанковской валютной биржи интенсивно разворачивался вторичный рынок государственных ценных бумаг. Однако отсутствие надежных гарантий и свободного доступа к информации, недостаточный контроль со стороны государства и его органов, слабый уровень развития инфраструктуры и финансовые трудности тормозили развитие биржевого рынка государственных ценных бумаг. Со второго квартала 1996 года Указом Президента Республики Беларусь МВБ преобразована в государственное учреждение – ГУ МВБ, и передана в ведение Национального банка. На условиях самофинансирования и хозрасчета межбанковская валютная биржа стала организатором биржевых торгов по иностранным валютам и ценным бумагам.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще о комерческих банках:

Функции Центрального банка
Центральный банк – прежде всего посредник между государством и остальной экономикой через банки. В качестве такого учреждения он призван регулировать денежные и кредитные потоки с помощью инструментов, которые закреплены за ним в законодательном порядке. Инструментарий денежно-кредитной политики ра ...

Внутрибанковский контроль
Внутрибанковский контроль – это совокупность процедур, которые обеспечивают соблюдение положений внутренних и внешних нормативных актов при осуществлении операций банка и достоверность, и полноту информации. Внутрибанковский контроль объединяет в себе бухгалтерский и административный контроли. Сист ...

Расчеты платежными требованиями, оплачиваемые без акцепта плательщиков
В платежном требовании на безакцептное списание денежных средств со счетов плательщиков на основании законодательства в поле «Условие оплаты» получатель средств проставляет «без акцепта», а также делает ссылку на закон (с указанием его номера, даты принятия и соответствующей статьи), на основании к ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.supremebank.ru