Вступивший в силу с 02.08.2006 Закон РБ "О хозяйственных обществах", представляет собой не столько новую редакцию Закона об АО, сколько новый подход к регулированию хозяйственных обществ в правовой системе республики. Данным Законом определено обязательное требование для акционерных обществ о заключении с депозитарием договора на депозитарное обслуживание, в соответствии с условиями которого по требованию этого общества депозитарий осуществляет формирование реестра владельцев акций.
Благодаря этому требованию, наконец-то в полной мере реализована основная задача депозитарной системы, определенная Законом Республики Беларусь от 9 июля 1999 года № 280-3 "О депозитарной деятельности и центральном депозитарии ценных бумаг в Республике Беларусь" – это "обеспечение централизованного хранения ценных бумаг, зарегистрированных в установленном законодательством Республики Беларусь порядке и разрешенных к обращению на территории Республики Беларусь, и учета прав на эти ценные бумаги".
В рамках развития депозитарной системы Республики Беларусь целесообразно создание условий для разграничения категорий клиентов кастодиальных и расчетных депозитариев. Для последних актуальным является их объединение в единое информационно-технологическое пространство для оперативного осуществления трансфертов и возможности для клиента одного из расчетных депозитариев быть членом торговой системы, обслуживаемой другим расчетным депозитарием. Перспективы развития кастодиальных депозитариев направлены, прежде всего, на расширение круга персонифицированных услуг, индивидуальный подход к обслуживанию депонентов и оказание полного комплекса услуг.
Деятельность всей системы в целом и ее отдельных сегментов должна быть четко регламентирована с правовой точки зрения. Основными требованиями к совершенствованию нормативной базы депозитарной деятельности являются:
необходимость придерживаться рыночных принципов регулирования фондового рынка;
построение единой согласованной системы нормативных актов.
законодательное закрепление унификации требований к взаимодействию и формам документооборота;
необходимость создания единого пакета нормативно-правовых актов о страховых и гарантийных фондах на рынке ценных бумаг;
необходимость совершенствования нормативно-правовых актов о предоставлении и раскрытии информации и установлении обязательных финансовых нормативов.
В масштабах всей депозитарной системы актуальным является унификация и установление минимально необходимых требований к предоставляемой отчетности, при условии информационной прозрачности финансовой деятельности ее участников.
Каким же образом выйти из положения, обеспечив законные права участников (акционеров) не нарушая законодательства и доводить до зарегистрированных участников (акционеров) общества информацию, представляемую эмитентом, а также информацию о правах, закреплённых ценными бумагами, о способах и порядке осуществления этих прав? Наиболее приемлемым вариантом решения указанной проблемы, представляется передача эмитентом документов и информации, предназначенной для ознакомления акционеров общества, обслуживающему депозитарию. Такое решение обладает целым рядом достоинств:
только депозитарий в реальном режиме времени обладает информацией о всех владельцах ценных бумаг, права на которые учитываются в данном депозитарии;
депозитарий в силу специфики своей деятельности обладает технологией работы с конфиденциальной информацией;
именно депозитарий, специализируясь на электронной обработке информации, сможет наиболее качественно обеспечить технологический процесс ознакомления акционеров с предназначенной для них информацией:
депозитарий, как правило, обслуживает большое количество эмитентов, поэтому удельные затраты на информационное обслуживание одного акционера, из-за применения специализированной организационной и компьютерной техники будут минимизированы;
Еще о комерческих банках:
Инвестиционные операции
Разнообразие инвестиционных операций банков на рынке ценных бумаг определяется как разными целями, так и неодинаковыми стратегиями, которые использует банк-инвестор и которые предусматриваются его инвестиционной политикой. Однако независимо от вида операций процесс инвестирования в ценные бумаги со ...
Оценка эффективности развития рынка банковских пластиковых карточек в
Республике Беларусь
За 2008 г. объем выпущенных в обращение банковских пластиковых карточек вырос и достиг 3882 511 шт. Процесс внедрения расчетов с использованием банковских пластиковых карточек в Беларуси был начат в 1993г. и носил преимущественно плановый характер. В конце 1997г. Правлением Национального банка была ...
Внутрибанковский контроль
Внутрибанковский контроль – это совокупность процедур, которые обеспечивают соблюдение положений внутренних и внешних нормативных актов при осуществлении операций банка и достоверность, и полноту информации. Внутрибанковский контроль объединяет в себе бухгалтерский и административный контроли. Сист ...