- скрытый кризис - характеризуется скрытым уже имеющимся кризисом или с большой вероятностью скоро начинающимся кризисом, воздействие которого не может быть определено имеющимся в наличии стандартным инструментарием;
- острый преодолимый кризис - непосредственное ощущение негативного воздействия;
- острый непреодолимый кризис - усиление интенсивности направленных против банка негативных воздействий, при которых требования для преодоления кризиса значительно превышают имеющийся потенциал.
Вариантами банковского кризиса являются:
- стратегический кризис (угроза потенциалу развития);
- кризис результатов (угроза финансовым результатам деятельности, их потеря, дефицит баланса - превышение пассивов над активами);
- кризис ликвидности (опасность потери ликвидности вследствие превышения пассивов над активами) [23, c. 13].
Технология быстрого реагирования в условиях нестабильности. Оценка уровня нестабильности, определение наличия и степени кризиса для принятия решений об адекватных антикризисных мерах (см. рисунок 1 и рисунок 2) производится следующим образом:
- все службы банка при наличии у них информации о возникновении или усилении влияния одного или нескольких факторов финансового кризиса обязаны сообщить ее своему непосредственному руководителю и в управление риск-менеджмента;
- при наличии критических значений у основных факторов кризиса Управление риск-менеджмента выносит на рассмотрение Правления информацию о сложившейся на рынке ситуации.
Правление принимает решение:
- о сложившейся на рынке кризисной ситуации;
- о степени кризиса;
- о введении в действие соответствующей стратегии антикризисного управления;
- о придании Управлению риск-менеджмента статуса антикризисного комитета.
При этом непосредственная оценка параметров кризиса предусматривает:
- оценку вероятных признаков угрозы кризиса;
- повышенный уровень бдительности при мониторинге внешней и внутренней среды с целью раннего обнаружения признаков кризисной ситуации;
- выявление отклонений параметров ситуаций от нормы, выявление слабых сигналов;
- установление причинно-следственных связей и прогнозирование возможных направлений развития кризиса, масштабов потенциальных потерь;
- определение и оценивание факторов, влияющих на развитие кризисной ситуации, выяснение их связей и взаимосвязей;
- создание необходимых обратных связей для отслеживания состояния и развития кризисного явления.
Рис.1. Этапы, предшествующие возникновению и развитию кризисных ситуаций
Рис.2. Мероприятия по выходу из кризиса
Как видно из рисунка 2 все используемые мероприятия по выходу из кризиса можно разделить на оперативные и стратегические [23, c. 15].
Кризисные ситуации, в зависимости от степени риска, можно представить в виде таблицы 2.
Таблица 2
Определение уровня риска для различных кризисных ситуаций
|
Область деятельности |
Абсолютная устойчивость |
Нормальная устойчивость |
Неустойчивое состояние |
Критическое состояние |
Кризисное состояние |
|
Область риска |
Безрисковая область |
Область минимального риска |
Область повышенного риска |
Область критического риска |
Область недопустимого риска |
|
Максимальные потери |
Отсутствие потерь |
Достаточная маржа |
Минимально допустимая маржа |
Маржа = 0, возможность потерь |
Убытки |
|
Уровень риска |
0 |
[0-25] |
[25-50] |
[50-75] |
[75-100] |
Еще о комерческих банках:
Место ОАО «Банк «Петровский» на рынке банковских услуг
Прежде чем анализировать конкретное направление деятельности какого-либо субъекта экономики, необходимо дать его краткую характеристику. Банк "Петровский" был зарегистрирован Центральным банком РСФСР 12 ноября 1990 года. В 1991 году начали работу 5 первых филиалов в Санкт-Петербурге, а та ...
Номинальная и реальная ставка процента за кредит
В условиях рыночной экономики, где обязательно присутствие инфляции, существуют номинальная и реальная ставка процента за кредит. Реальная ставка корректируется с учетом темпов роста инфляции. Именно реальная процентная ставка имеет важное значение при принятии решения о пользовании кредитом. Верхн ...
Регулирование банковской деятельности: сравнительная характеристика
зарубежных стран и Республики Узбекистан
Предпосылки для регулирования деятельность кредитных организаций в качестве самостоятельной государственной функции появились давно. В Германии такая необходимость впервые возникла в 1874 г., однако соответствующий государственный орган – Совет банков – был создан только после кризиса в 1931 г. Нас ...