- оформление дополнительного обеспечения по кредитам;
- прекращение бланкового кредитования;
- сокращение кредитных лимитов или мораторий на кредитование по всей системе банка;
- запрет на пролонгацию кредитов и отсрочку процентов.
2. Снижение валютного риска:
- переход из мягких валют в твердые;
- прекращение валютообменных операций за исключением операций перехода в наиболее устойчивые валюты;
- максимальное хеджирование обесценивания национальной валюты, но не в ущерб ликвидности.
3. Контроль процентного риска:
- возможность значительного процентного GAP на короткие сроки (3-6 месяцев) и недопустимость на длительные сроки;
- контроль над эластичностью процентных ставок по активным операциям (особенно в случае пролонгации) по отношению к стоимости ресурсов и уровню риска;
- ежемесячная уплата процентов по активным операциям.
4. Общебанковские и организационные меры:
- ограничения или мораторий на инвестиции и капитальные вложения;
- мораторий на выкуп акций;
- фиксация устных договоренностей в документальной форме;
- работа с вкладчиками (специальная подготовка персонала банка);
- улучшение для вкладчиков условий привлечения ресурсов;
- внедрение новых, привлекательных в условиях кризиса, банковских продуктов;
- введение рассрочки погашения депозитов и вкладов;
- сокращение бюджетных расходов, введение моратория на незащищенные статьи, пересмотр мотивации, сокращение штатов [19, c. 477].
В условиях кризиса необходимо заново определить полномочия коллегиальных органов, топ-менеджмента и руководителей среднего звена, перераспределить ответственность между руководством и исполнителями. На период действия кризиса вводится жесткий контроль исполнения всех распоряжений антикризисного комитета, управления риск-менеджмента и других коллегиальных органов, а также соблюдения всех установленных внутренних лимитов и нормативов.
План непрерывности деятельности. Основным инструментом банковского кризис-менеджмента является документ под названием План непрерывности деятельности (английская аббревиатура BСP - Business Continuity Planning ). BСР регламентирует действия банка в случае реализации потенциала рисков, направляет его усилия на минимизацию негативных последствий, ускорение восстановления ликвидности и финансовой устойчивости. Фактически, разработка такого плана является подготовкой к возможному кризису. В зависимости от величины и спектра направлений деятельности банка, кризисное планирование может осуществляться на общем уровне, либо, что более характерно, в разрезе банковских подразделений и продуктов. При этом возможны варианты разработки планов «сверху вниз», т. е. от общего профиля рисков банка к рискам отдельных подразделений и банковских бизнес-процессов, и «снизу вверх», на основе агрегирования рисков отдельных банковских подразделений.
Крупные западные банки реализуют эту программу в несколько этапов:
- анализируют банк с точки зрения подверженности рискам;
- разрабатывают нормативно-методологическую базу кризис-менеджмента;
Еще о комерческих банках:
Система QUIK
Брокерский дом "ОТКРЫТИЕ" предлагает клиентам оперативный доступ ко всем площадкам рынка ценных бумаг и деривативам через профессиональную систему автоматизированного сбора заявок клиента Информационно-торговую Систему QUIK (разработана Сибирской межбанковской валютной биржей), а именно е ...
Оценка финансового состояния ООО «БММ-Траст»
В ходе анализа выполняется оценка финансового состояния предприятия, которая зависит от объемов и своевременности доходов, поступления средств, расходов и использования материальных ресурсов как в целом, так и по отдельным статьям, видам (направлениям и т.п.), а также от состояния финансово-расчетн ...
Реинжиниринг процесса поиска должников
В настоящее время ежедневно сотрудник СККиСКП каждое утро просматривает все кредитные договора и выбирает те, которые подлежат погашению на сегодняшнюю дату. Затем сотрудник связывается по телефону либо по интернету с этими клиентами и предупреждает их о необходимости погашения задолженности (с пре ...