Зарождение института страхования

Экономика » Зарождение института страхования » Зарождение института страхования

Страница 4

Во времена Римской Империи представители власти сами становились гарантами от определенных рисков, подписывая особые протоколы с поставщиками и торговцами, которые брали на себя обязательство снабжать легионеров в Испании: возмещение ущерба от потери судов, перевозивших оружие и товары жизнеобеспечения, в случае военных действий или шторма. Для длительных маршрутов по Средиземному морю пользовались и практикой предоставления ссуд: от 50% и выше от оценочной стоимости груза и судна (usura infinitae).

В условиях экономического роста, который наблюдался в конце XII — начале XIII в., Римская католическая церковь, обладавшая практически неограниченным влиянием, не могла оставаться в стороне от растущей практики ссужения деньгами и развития ростовщичества.

В 1234 г. декретом папы Григория IX запрещаются все операции, связанные с ростовщичеством: в соответствии с принципами Священного Писания. Однако, понимая необходимость ссуд и займов для развития экономики, церковь через какое-то время чуть меняет свое решение, разрешая ростовщичество, но с разумными ставками. Тем самым она открывает дорогу для появления теории «разумной ставки»: получаемое вознаграждение должно быть пропорционально услуге, оказанной таким образом торговцу, лицу, взявшему в долг, или любому другому хозяйствующему субъекту, с оговоркой, что «нельзя давать деньги в рост ближнему родственнику своему».

Запрещая и ограничивая ростовщичество, церковь могла сильно затруднить развитие морской торговли. Но действия церкви способствовали становлению эффективной системы защиты от риска - появлению страхового договора. После первого решения церкви торговцы-банкиры старались обойти формальный запрет. В книге «Золото и специи» Жан Фавье приводит рассказ генуэзца Бенедетто Захарии: в 1298 г. он продал более 30 тонн тальфийской соли своим соотечественникам. Груз должен был быть доставлен в Брюгге. В том же самом договоре было сказано, что Захария обязуется вновь купить весь груз по его прибытии в порт назначения по цене, оговоренной заранее, но выше, чем цена продажи. Таким образом, между портом отгрузки и назначения Захария рисковал только своим судном. Разница между ценой повторной покупки и продажи является ничем иным, как ценой риска и заменяет процент по ссуде, запрещенный церковью. Через такие схемы торговцы, мореплаватели и заемщики также способствовали рождению страхового договора.

Перевозчики платили торговцам или банкирам «цену риска» - дополнительную сумму денег в зависимости от типа корабля, груза и продолжительности перевозки. «Цена риска» получила название страховой премии (от лат. Ргеаmium). Так родилась профессия страховщика.

Страницы: 1 2 3 4 

Еще о комерческих банках:

Основные задачи Центрального банка
В банковской системе Центральный банк страны играет ключевую роль. От его деятельности зависит устойчивость развития национальной экономики и ее банковского сектора. Регулируя денежный оборот в наличной и безналичной формах, центральный банк создает экономические предпосылки для движения товаров и ...

Пути повышения эффективности функционирования системы краткосрочного кредитования России
Пока еще уровень развития и, как следствие, эффективности функционирования кредитной системы России невысок по сравнению с показателями ведущих стран – об этом говорит, прежде всего, низкий показатель активов банковской системы по отношению в ВВП. Кроме того, существенные изъяны наблюдаются и в ее ...

Международный опыт управления валютными резервами, полезный для Республики Молдова
Опыт накопления валютных резервов развитыми странами, безусловно, может быть полезен Республике Молдова, однако следует все же обратиться в странам развивающимся, показавшим за последние 3 десятилетия огромных результатом в экономическом росте. Страны Азии, Южной Америки… Их опыт может оказаться бо ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.supremebank.ru