14 октября 2003 г. ( ред. от 27.07.2006 ) был принят Федеральный закон № 152-ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах». Настоящим Федеральным законом регулируются отношения, возникающие при выпуске, эмиссии, выдаче и обращении ценных бумаг, за исключением закладных. Принятый закон получил широкую огласку в прессе и в среде ипотечных кредиторов. Были сразу же найдены недостатки и пробелы в его формулировках. Но существенно то, что закон разрешает банкам выпускать ипотечные облигации как напрямую, так и через специальных ипотечных агентов. Специальный ипотечный агент представляет собой некое хозяйственное общество наподобие акционерного, которое может совершать ограниченное количество операций[4]. Оно приобретает права на ипотечные кредиты и выпускает ипотечные ценные бумаги.
26.03.2004 г. Центральным Банком Российской Федерации было опубликовано «Положение о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» №251-П (ред. от 12.12.2006 г.). Настоящее положение устанавливает порядок, величину формирования резерва, категории качества, по которым классифицируется размер расчётного резерва.
Инструкцией ЦБ РФ от 16.01.2004 №110-И (ред. от 20.03.2006 г.) «Об обязательных нормативах банков» установлены числовые значения и методика расчётов достаточности собственных средств банка, максимального размера риска на одного заёмщика. Обязательные нормативы рассчитываются в соответствии с определёнными методиками их расчёта на основании принципов достоверности и объективности, осмотрительности и преобладания экономической сущности над формой.
04.02.2008 г. Министерство финансов Российской Федерации предоставило письмо № 03-04-07-01/21, в котором даёт разъяснения по поводу внесения ряда изменений в главу 23 Налогового кодекса РФ «Налог на доходы физических лиц», регулирующих порядок налогообложения доходов налогоплательщиков в виде материальной выгоды. В соответствии с положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса РФ налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме, израсходованной им на приобретение на территории Российской Федерации квартиры. Согласно изменениям, внесённым Законом в подпункт 1 пункта 2 статьи 212 налогового кодекса, с 1 января 2008 года для целей расчета налоговой базы при получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заёмными (кредитными) средствами используется ставка рефинансирования Банка России, установленная на дату фактического получения дохода налогоплательщиком.
Изучив и проанализировав нормативный материал в области ипотечного жилищного кредитования, можно прийти к следующим выводам. Российское законодательство не отвечает требованиям сегодняшнего дня, оно требует более детального регулирования данной проблемы.
Целесообразно принятие следующих законодательных актов:
-Федерального закона о внесении изменений и дополнений в Жилищный кодекс Российской Федерации в части установления законных оснований для выселения граждан из жилых помещений и переселения в резервный жилищный фонд;
-Федерального закона о внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации в части прекращения права пользования жилым помещением членами семьи бывшего собственника;
-Дальнейшее совершенствование налогового законодательства в целях снижения налогового бремени заёмщика и стимулирующего вступление в кредитные отношения при покупке жилья.
Развитие ипотечного кредитования в Российской Федерации должно происходить на основании программ, ориентированных на внесение новшеств и изменений в существующие законодательные акты, направленные на формирование рынка ипотеки в России. А на основе уже разработанных актов должно происходить создание расширенной нормотворческой системы, которая в итоге приведёт механизмы ипотеки в единое целое с укреплённым ядром и энергично движущимися механизмами.
Еще о комерческих банках:
Осуществление оперативной связи с распорядителями средств федерального
бюджета
Сообщение о поступивших в адрес распорядителей средств федерального бюджета реестрах на перечисление бюджетных средств доводится ответственным исполнителем отдела платежей до сведения главного бухгалтера, его заместителя или руководителя организации по телефону в течение трех часов с момента поступ ...
Становление современной кредитной системы в России
Созданию современной кредитной системы Российской Федерации предшествовал длительный исторический период, который определялся социально-экономическими условиями развития нашей страны. История кредитной системы прошла несколько этапов формирования. До 1917 г. наша кредитная система развивалась по ка ...
Практика управления валютными резервами
При размещении валютных резервов Нацбанк РМ руководствуется международно признанными критериями определения надежности банков - партнеров и установления лимитов на операции с ними. Нацбанк РМ также учитывает международную практику размещения валютных резервов, в соответствии с которой как в высокор ...