Регулирование банковской деятельности: сравнительная характеристика зарубежных стран и Республики Узбекистан

Экономика » Обязательные экономические нормативы в банковской деятельности » Регулирование банковской деятельности: сравнительная характеристика зарубежных стран и Республики Узбекистан

Страница 1

Предпосылки для регулирования деятельность кредитных организаций в качестве самостоятельной государственной функции появились давно. В Германии такая необходимость впервые возникла в 1874 г., однако соответствующий государственный орган – Совет банков – был создан только после кризиса в 1931 г. Настоятельная потребность в контроле и регулировании банковской сферы появилась после Великой депрессии 20–30-х годов ХХ в в США.

В Узбекистане реальная необходимость в ужесточении регулирования банковской деятельности возникла на третьем этапе развития банковской системы. В этот период реально начинает происходить «акционирование» коммерческих банков, подразумевающее расширение финансовой самостоятельности банков путем повышения роли и ответственности акционеров в управлении деятельностью банков, а также усилением функциональной обязанности Совета банка.

Повышение самостоятельности деятельности коммерческих банков должно было сопровождаться адекватным усилением надзора за их деятельностью со стороны Центрального банка. Если ранее, в условиях социалистической системы, инспекторы Центрального банка собирали информацию для того, чтобы проконтролировать распределение ресурсов в экономике, то сегодня инспекторы должны обеспечивать соблюдение правил, которые предоставляют возможность акционерам и вкладчикам определять стабильность и рискованность рынка, при этом содействуя большей безопасности банков.

В основу системы банковского надзора Узбекистана положены преимущества двух полярных подходов к регулированию деятельности банков - европейского, отдающего предпочтение дистанционному надзору и североамериканского, базирующегося на проведении инспекторских проверок непосредственно в банках. Центральный банк Республики Узбекистан стремится эффективно сочетать методы дистанционного надзора и инспектирования на местах. Для этого, в составе Центрального банка созданы два департамента, работающих в тесном взаимодействии: Департамент лицензирования и регулирования деятельности коммерческих банков, осуществляющим дистанционное регулирование, и Департамент инспектирования коммерческих банков – инспекционное регулирование.

В настоящее время, Центральным банком установлен ежедневный мониторинг деятельности всех коммерческих банков, функционирующих на территории Узбекистана. Коммерческие банки ежемесячно предоставляют в Центральный банк финансовую отчетность. Центральный банк также вправе потребовать от коммерческих банков дополнительную информацию, необходимую для контроля за соблюдением законодательства и нормативных актов, а также разъяснения по полученной информации. Предоставленная информация подвергается тщательному анализу, проверяется ее достоверность, контролируется выполнение банком показателей экономических нормативов, выявляются проблемы, которые возникли или имеют тенденцию к появлению в том или ином банке. В результате анализа дается заключение о финансовом состоянии и рекомендации по совершенствованию деятельности банка.

В соответствии с требованиями Базельского комитета по банковскому надзору Центральным банком в целях снижения возможных рисков, а также для поддержания стабильности банков установлена система показателей обязательных экономических нормативов, включающая коэффициенты адекватности капитала; максимальный размер риска на одного заемщика или группы взаимосвязанных заемщиков; максимальный размер крупных кредитных рисков; требования к ликвидности; требования к операциям с ценными бумагами и т.д. Этим нормативам придается правовой статус, они обязательны для исполнения всеми коммерческими банками республики. Данная система показателей устанавливает определенные рамки, в пределах которых коммерческие банки могут проводить свои активные операции, в том числе операции по кредитованию, купли-продажи ценных бумаг в зависимости от размера капитала банка, обязательств и типа заемщика. Все эти требования продиктованы не стремлением контролировать каждый шаг банков, а необходимостью защищать общественные интересы, вовремя реагировать на негативные тенденции, поддерживать доверие ко всей банковской системе в целом.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще о комерческих банках:

Основные методы и инструменты денежно-кредитной политики
Основными методами денежно-кредитной политики Центрального банка РФ являются: - административные методы – к ним относятся прямые ограничения и лимиты, такие, как; ¨ квотирование отдельных видов активных и пассивных операций; ¨ введение лимитов на выдачу ссуд разных категорий; ¨ ограниче ...

Анализ прибыли Ощадбанка
Финансовая стойкость и уровень прибыльности банка зависит также от общеэкономической стабильности. Рассматривая финансовую стабильность и доходность банка, нельзя не учитывать отношение государства к банковскому делу, принципы государственного регулирования банковской деятельности. Одним из наиболе ...

Суброгация при страховании
Страховое обязательство имеет ряд отличительных моментов. Один из таких моментов – понятие суброгации в страховании (гл.48, ст.965 ГК). Суброгация в российском праве пришла на смену регрессу и является другим юридическим инструментом: регрессное обязательство – это новое требование, возникающее пос ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.supremebank.ru