Регулирование банковской деятельности: сравнительная характеристика зарубежных стран и Республики Узбекистан

Экономика » Обязательные экономические нормативы в банковской деятельности » Регулирование банковской деятельности: сравнительная характеристика зарубежных стран и Республики Узбекистан

Страница 2

Выбор конкретного способа организации банковского надзора и регулирования определяется совокупностью факторов, многообразие которых придает каждому из них неповторимую национальную специфику. В силу этого чрезвычайно трудно выделить наиболее характерные типы регуляторов в банковской сфере. Тем не менее с очень большой долей условности можно говорить о четырех основных моделях организации банковского надзора.

Первая модель основывается на законодательном закреплении за центральными банками исключительных полномочий в сфере надзора и регулирования банковской деятельности (Испания, Греция и Португалия, с оговорками – Италия и Голландия).

Вторая модель, которую можно назвать «смешанной», представлена странами, где функции надзора и контроля выполняются специализированными органами при непосредственном участии центрального банка и министерства финансов. Самым ярким примером здесь может служить организация банковского надзора в США, сюда же можно отнести и Францию, где центральный банк страны – Банк Франции – в завуалированном виде играет если не определяющую, то ведущую роль в надзоре за деятельностью кредитных учреждений.

Третья модель характеризуется тем, что надзор за банковской деятельностью осуществляется независимыми специализированными органами в тесном взаимодействии с министерством финансов и при более или менее выраженном опосредованном участии центрального банка. К их числу, в частности, относится Канада, которая наряду с Великобританией является страной «восьмерки», где роль центрального банка в регулировании и надзоре за банковской системой весьма ограничена.

Четвертая модель объединяет страны, принявшие законодательные решения о создании мегарегулятора на рынке финансовых услуг.

Исходя из этой классификации, можно определить, что Узбекистан относится к первой модели банковского регулирования. Согласно закону “О Центральном банке Республики Узбекистан” ЦБ РУз является полноправным органом надзора и банковского регулирования. Центральный банк регулирует деятельность коммерческих банков посредством установления обязательных экономических нормативов.

В России, как и в Узбекистане, в порядке надзора за деятельностью коммерческих банков Центральный банк устанавливает для них обязательные экономические нормативы, содержащиеся в Инструкции № 1 «О порядке регулирования деятельности кредитных организаций». Эти нормативы представляют собой ряд показателей, соблюдение которых позволяет ограничить риски коммерческих банков. Выполнение обязательных экономических нормативов является одной из пруденциальных норм (мер предосторожности) деятельности коммерческих банков. В случае невыполнения нормативов коммерческий банк несет ответственность в соответствии с Инструкцией № 59 «О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушение пруденциальных норм деятельности» от 31.03.97 г.

В целях обеспечения экономических условий устойчивого функционирования банковской системы РФ, защиты интересов вкладчиков и кредиторов и в соответствии с Федеральным законом РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» ЦБ РФ установлены следующие обязательные экономические нормативы деятельности банков:

минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых банков;

минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих банков;

нормативы достаточности капитала;

нормативы ликвидности банков;

максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще о комерческих банках:

Перестрахование превышения убыточности
Перестрахование превышения убыточности касается всего страхового портфеля и ставит цель защитить финансовые интересы страховщика от последствий чрезвычайно крупной убыточности, которая определяется как процентное отношение выплаченного страхового возмещения к сумме собранных страховых платежей. При ...

Валютный кризис 1998 года
Причины кризиса. Назревавший в течение ряда лет и проявившийся в катастрофической форме в августе- сентябре 1998 года бюджетный кризис был обусловлен несбалансированностью государственных финансов. Начиная с 1993 года процесс макроэкономической стабилизации - снижение темпов инфляции, обменного кур ...

Виды и программы ипотечного кредитования
В настоящее время коммерческие банки России могут предоставлять три вида жилищных ипотечных кредитов: а) краткосрочный или долгосрочный кредит, предоставляемый заемщикам на приобретение и обустройство земли под предстоящее жилищное строительство, - земельный кредит; б) краткосрочный кредит на строи ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.supremebank.ru