На страховом рынке России кризис вызвал к жизни явления, которые для нас становятся суровой реальностью. Поэтому многие страховые компании, и, скорее всего, их подавляющее большинство, думают о том, как выжить в непростой финансовой ситуации. Хотя ради справедливости следует отметить, что вопросы, которые обострил кризис, существовали и до его наступления. Однако большая часть страховщиков ответы на них откладывали "в долгий ящик". Сегодня же, как говорится, "приперло" и отступать больше некуда, иначе это грозит небытием, то есть ставит под угрозу само существование многих страховых компаний.
Вопросы, которые обострил кризис и на которые страховщики должны ответить, прежде всего себе звучат так:
1. Специализация или универсальность?
2. Компания корпоративного или розничного страхования?
3. Какие клиентские сегменты развивать?
4. Как сохранить долю рынка или обеспечить лидерство?
5. Как развивать страхование в регионах?
6. Как выживать в кризисной ситуации?
7. Как привлечь ресурсы для развития?
8. Каковы наши конкурентные преимущества?
9. Какую стратегию избрать в условиях кризиса: стратегию кассового потока либо ориентацию на прибыль?
Цель настоящей статьи - не давать универсальные готовые рецепты, не прописывать универсальные лекарства. Рецепт и лекарство для каждой компании очень индивидуальны, хотя есть и общие назначения. Задача состоит, скорее, в другом: рассказать об опыте антикризисного управления в некоторых страховых компаниях, а также показать "виды лекарств" от кризиса. Однако особо хочу подчеркнуть, что комбинирование состава лекарств и их дозы определяет "доктор", то есть топ-менеджмент индивидуально для своей конкретной страховой компании.
В связи с вышеизложенным, считаю абсолютно бессмысленными теоретические споры по абстрактным вопросам. Например, сокращать или не сокращать персонал? Здесь не может быть общего подхода. В некоторых компаниях с сотрудниками не только можно, но и нужно расставаться. При этом вопрос о доле сокращаемого персонала в той или иной организации также представляется мне абстрактным. В одной компании можно сократить 40 процентов сотрудников. В другой же компании сокращение 10 процентов приведет к существенным потерям в бизнесе. Здесь нужны очень четкие критерии, которые каждая компания определяет для себя индивидуально.
Практик отличается от теоретика только одним: второй говорит об общих закономерностях вообще, а первый говорит о закономерностях развития конкретной компании, которые не всегда совпадают с общетеоретическими. То же самое могу сказать и о "консультантах от теории", которые никогда не работали в страховом бизнесе, однако умудряются консультировать топ-менеджмент страховых компаний в силу его необразованности или отсутствия практического опыта. Поэтому в статье я постараюсь рассмотреть некоторые инструменты антикризисного управления. Вопрос же их практического применения лежит в иной плоскости: конкретном анализе определенной компании, а затем комбинировании конкретных инструментов управления в соответствии со спецификой каждой организации, которая так же индивидуальна, как и мы с вами, уважаемые читатели, и об этом нужно помнить всегда. Однако прежде чем говорить об инструментах антикризисного управления, давайте дадим экспресс-характеристику факторов влияния кризиса на страховую компанию.
Еще о комерческих банках:
Анализ деятельности отделения
сбербанка России
Сегодня Сбербанк России - это универсальный коммерческий банк, который предлагает своим клиентам широкий спектр качественных банковских услуг. Банк обслуживает свыше 234 млн. счетов физических лиц и около 1,5 млн. счетов юридических лиц. Ориентируясь на многообразие клиентской базы, Сбербанк России ...
Структура и руководство Государственного банка Российской Империи
Государственный банк Российской империи был основан по Указу императора Александра II от 31 мая 1860 года. Формально он был преобразован из Государственного Коммерческого банка, созданного в 1817 году. Можно сказать, что свою родословную Государственный банк ведет от первых государственных банков в ...
Реинжиниринг процесса поиска должников
В настоящее время ежедневно сотрудник СККиСКП каждое утро просматривает все кредитные договора и выбирает те, которые подлежат погашению на сегодняшнюю дату. Затем сотрудник связывается по телефону либо по интернету с этими клиентами и предупреждает их о необходимости погашения задолженности (с пре ...