На страховом рынке России кризис вызвал к жизни явления, которые для нас становятся суровой реальностью. Поэтому многие страховые компании, и, скорее всего, их подавляющее большинство, думают о том, как выжить в непростой финансовой ситуации. Хотя ради справедливости следует отметить, что вопросы, которые обострил кризис, существовали и до его наступления. Однако большая часть страховщиков ответы на них откладывали "в долгий ящик". Сегодня же, как говорится, "приперло" и отступать больше некуда, иначе это грозит небытием, то есть ставит под угрозу само существование многих страховых компаний.
Вопросы, которые обострил кризис и на которые страховщики должны ответить, прежде всего себе звучат так:
1. Специализация или универсальность?
2. Компания корпоративного или розничного страхования?
3. Какие клиентские сегменты развивать?
4. Как сохранить долю рынка или обеспечить лидерство?
5. Как развивать страхование в регионах?
6. Как выживать в кризисной ситуации?
7. Как привлечь ресурсы для развития?
8. Каковы наши конкурентные преимущества?
9. Какую стратегию избрать в условиях кризиса: стратегию кассового потока либо ориентацию на прибыль?
Цель настоящей статьи - не давать универсальные готовые рецепты, не прописывать универсальные лекарства. Рецепт и лекарство для каждой компании очень индивидуальны, хотя есть и общие назначения. Задача состоит, скорее, в другом: рассказать об опыте антикризисного управления в некоторых страховых компаниях, а также показать "виды лекарств" от кризиса. Однако особо хочу подчеркнуть, что комбинирование состава лекарств и их дозы определяет "доктор", то есть топ-менеджмент индивидуально для своей конкретной страховой компании.
В связи с вышеизложенным, считаю абсолютно бессмысленными теоретические споры по абстрактным вопросам. Например, сокращать или не сокращать персонал? Здесь не может быть общего подхода. В некоторых компаниях с сотрудниками не только можно, но и нужно расставаться. При этом вопрос о доле сокращаемого персонала в той или иной организации также представляется мне абстрактным. В одной компании можно сократить 40 процентов сотрудников. В другой же компании сокращение 10 процентов приведет к существенным потерям в бизнесе. Здесь нужны очень четкие критерии, которые каждая компания определяет для себя индивидуально.
Практик отличается от теоретика только одним: второй говорит об общих закономерностях вообще, а первый говорит о закономерностях развития конкретной компании, которые не всегда совпадают с общетеоретическими. То же самое могу сказать и о "консультантах от теории", которые никогда не работали в страховом бизнесе, однако умудряются консультировать топ-менеджмент страховых компаний в силу его необразованности или отсутствия практического опыта. Поэтому в статье я постараюсь рассмотреть некоторые инструменты антикризисного управления. Вопрос же их практического применения лежит в иной плоскости: конкретном анализе определенной компании, а затем комбинировании конкретных инструментов управления в соответствии со спецификой каждой организации, которая так же индивидуальна, как и мы с вами, уважаемые читатели, и об этом нужно помнить всегда. Однако прежде чем говорить об инструментах антикризисного управления, давайте дадим экспресс-характеристику факторов влияния кризиса на страховую компанию.
Еще о комерческих банках:
Управление финансовой устойчивостью операций с
ценными бумагами
Коммерческие банки на рынке ценных бумаг могут выступать в качестве эмитентов ценных бумаг, посредников при операциях с ценными бумагами и совершать операции с ценными бумагами от своего имени с целью получения дохода. Научно обоснованное управление операциями с ценными бумагами, позволяет повысить ...
Расчеты по аккредитиву
При осуществлении расчетов по аккредитиву банк, действующий по поручению плательщика об открытии аккредитива и в соответствии с его указанием (банк-эмитент), обязуется произвести платежи получателю средств или оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель либо дать полномочия другому банку (и ...
Порядок выплаты доходов учредителю управления ОФБУ
Доходы (прибыль), полученные Доверительным управляющим по Договору доверительного управления, рассчитываются как пропорциональная часть суммы доходов (прибыли) ОФБУ по балансу ОФБУ, исходя из причитающейся Учредителю управления доли в составе ОФБУ. Текущая стоимость активов ОФБУ рассчитывается ежед ...