Развитие страхового дела в России — это не только развитие страховых операций для возмещения потерь общества, но это также источник для инвестиций. Поэтому остро встает вопрос о рациональном размещении денежных фондов российских страховых компаний, чтобы они реально работали на экономику страны.
Для того чтобы компании имели такую возможность, необходимо развивать различные виды страхования: имущественное, страхование жизни и ответственности.
Особенно это касается обязательного страхования и гражданской ответственности владельцев автотранспорта, которыми должны заниматься как государственные, так и частные компании. Последнее должно быть обязательным страхованием для удовлетворения потребностей российских автовладельцев по опыту западных стран.
Отечественный рынок страхования должен защищать государство, учитывая потребности российского рынка и создавая здоровую конкуренцию на нем.
Принятие Гражданского кодекса РФ, Законов «Об организации страхового дела в Российской Федерации», «Об ответственности организации страхового дела» и специальных подзаконных актов с конца 1997 г. создало определенные перспективы для нормального развития деятельности российских страховых компаний.
Четыре десятых процента — такова доля России в мировом страховом рынке, оборот которого оценивается в 1,5 трлн. долл.
В промышленных западных странах страховая компания обеспечивает до четверти долгосрочных капиталовложений.
Потенциал страхования в России остается невостребованным. Совокупный объем собранной страховой премии — 34 трлн. руб. — сопоставим с оборотом одной средней западной страховой компании. Страхованием охвачено менее 10% возможных рисков, а значительные обороты вообще не связаны с конъюнктурой рынка.
Существует несколько распространенных псевдостраховых схем, позволяющих предприятиям через договоры страхования жизни сотрудников снизить фонд заработной платы и соответственно налогооблагаемому базу. Страховщиков, использующих эти схемы, можно определить даже по официальной статистике: их выдает высокий уровень убыточности портфеля по личному страхованию одновременно с аномально высоким приростом сбора премии по страхованию ответственности (у некоторых фирм — 2—3 тысячи раз) и имущества предприятия.
По мнению ряда экспертов, в общей страховой премии по имущественному страхованию и страхованию ответственности не менее 3—4 трлн. руб. приходится на «зарплатные» схемы. Эти деньги автоматически исключаются из
инвестиционного потенциала российских страховых компаний.
Однако в псевцостраховании участвует и само государство. Речь идет о так называемом обязательном страховании военных, сотрудников милиции, ФСБ и налоговых органов. По существу это способ выплаты компенсаций за ущерб, полученный госслужащими, где страховые компании выступают в роли всего лишь расчетных касс.
Темпы развития классических видов страхования в России почти нулевые. Из года в год одной из основных причин застоя страховщики называют отсутствие платежеспособного спроса. В целом по России этот аргумент действительно неоспорим. Однако в Москве и ряде других индустриальных центров у населения есть деньги, которые оно потенциально могло бы потратить на страхование, но не делает этого, так как предложение сведено к минимуму. В настоящее время в России существует более полусотни видов страхования, тогда как в Западной Европе их около 500, в США — 3000. Но и об имеющихся услугах население мало знает, маркетинг практически отсутствует.
Национальной особенностью является и отношение в России населения к собственной жизни. В списке ценностей она стоит на последнем месте, в то время как на Западе именно страхование жизни — самый распространенный вид долгосрочного страхования.
Мировое страхование по своей сути глубоко интернационально, а российский рынок привлекателен для западных страховых компаний своим огромным неосвоенным потенциалом.
Еще о комерческих банках:
Ипотечные брокеры на рынке ипотечного жилищного кредитования
Кредитный рынок в России стремительно развивался в последние три года, и один из ключевых факторов, способствующих данному развитию – становление рынка консультационных услуг в сфере кредитования – кредитного брокериджа. По данным компании «BusinessVision», на данный момент наибольшее распространен ...
Анализ расходов банка
Аналогично общему анализу доходов Ощадного банка осуществляется анализ уровня затрат по отдельным операциям за период, который анализируется. В отчетности Ощадного банка группирование затрат по отдельным направлениям содержат такие виды процентные затраты: - по привлеченным средствам клиентов; - по ...
Методы анализа
деятельности кредитной организации
В настоящее время авторами различных экономических пособий по банковскому анализу выделяются два основных вида анализа деятельности кредитной организации: внутренний и внешний [37, 38, 39] Внешний анализ состоит из трех основных составляющих: 1) анализ органами надзора ЦБ; 2) рейтинговая система оц ...