В послевоенные годы на национальных рынках ссудных капиталов экономически развитых стран важную роль стали выполнять специализированные небанковские кредитно-финансовые институты, которые заняли видное место в накоплении и мобилизации денежного капитала. К числу этих учреждений следует отнести страховые компании, пенсионные фонды, ссудо - сберегательные ассоциации (США, Канада), строительные общества (Англия), инвестиционные компании, финансовые компании, благотворительные фонды, кредитные союзы.
В разные годы эти институты существенно потеснили банки в аккумуляции сбережений населения и стали важными поставщиками ссудного капитала.
Рост влияния специализированных небанковских учреждений объясняется тремя основными причинами:
• рост доходов населения в развитых капиталистических странах;
• активное развитие рынка ценных бумаг;
• предоставление этими учреждениями специальных услуг, которые не могут предоставлять банки.
Кроме того, ряд специализированных небанковских учреждений (страховые компании, пенсионные фонды) в отличие от банков могут аккумулировать денежные сбережения на довольно длительные сроки и, следовательно, делать долгосрочные инвестиции. Основные формы деятельности этих учреждений на рынке ссудного капитала сводятся к аккумуляции сбережений населения и предоставлению кредитов через облигационные займы корпорациям и государству, мобилизации капитала через все виды акций, предоставлению ипотечных и потребительских кредитов, а также кредитной взаимопомощи.
Указанные институты конкурируют между собой как за при влечение денежных сбережений, так и в сфере кредитных операций. Страховые компании конкурируют с пенсионными фондами за привлечение пенсионных сбережений и вложений в акции. Ссудо-сберегательные ассоциации ведут борьбу со страховыми компаниями в сфере ипотечного кредита и вложений в недвижимость, а также в области инвестирования в государственные ценные бумаги. Финансовые компании конкурируют со страховыми компаниями в сфере потребительского кредита. Инвестиционные и страховые компании, пенсионные фонды конкурируют между собой за вложения в акции.
Кроме того, все эти учреждения конкурируют с коммерческими и сберегательными банками за привлечение сбережений всех слоев населения. При этом конкуренция, как между специализированными небанковскими учреждениями, так и между ними и банками носит так называемый неценовой характер. Это объясняется прежде всего, спецификой пассивных операций каждого вида кредитно-финансовых учреждений. Так, в банковском деле действует процентная ставка по вкладам, депозитам и предоставляемым ссудам и кредитам. В страховом деле действует страховой тариф, определяющий размер страховой премии и страхового возмещения. У инвестиционных компаний действует курсовая разница выпускаемых и приобретаемых ими акций. Поэтому неценовая конкуренция определяется, прежде всего, несопоставимостью операций и цен на них.
О сопоставимости можно говорить лишь при инвестировании в однородные, одинаковые по своей природе объекты: о сопоставимости вложений в государственные ценные бумаги и некоторые виды акций, а также в ипотечный и потребительский кредит.
Еще о комерческих банках:
Минусы и плюсы кэптивного страхования
В области страхового бизнеса все большее значение приобретает так называемое кэптивное страхование, которое осуществляют компании, находящиеся в собственности или под юридическим и финансовым контролем других нестраховых фирм или группы страхователей, желающих застраховать или перестраховать в них ...
Структура и функции Федеральной Службы по финансовому рынку и Регионального
отделения в ЦФО
Рис. 2. Структура ФКЦБ О региональном отделении в ЦФО Общие положения Региональное отделение ФСФР России в Центральном федеральном округе (РО ФСФР России в ЦФО) является территориальным органом исполнительной власти Федеральной службы по финансовым рынкам. Отделение образовано в соответствии со ста ...
Понятие рынка ценных бумаг, виды ценных бумаг, участники рынка ценных бумаг
В общем виде рынок ценных бумаг можно определить как совокупность экономических отношений по поводу выпуска и обращения ценных бумаг между его участниками. В этом смысле понятие рынка ценных бумаг не отличается и не может отличаться от определения рынка любого другого товара. Отличия появляются, в ...