Внешний экономический анализ деятельности коммерческих банков осуществляется также контролирующими органами, в частности учреждениями Центрального банка.
Анализ ресурсной базы банка является обычно одним из первых этапов комплексной системы анализа финансово-хозяйственной деятельности коммерческого банка, так как сами по себе пассивные операции «исторически» играют первичную и определяющую роль по отношению к активным операциям и являются необходимым условием для их осуществления.
Основными направлениями анализа ресурсной базы банка могут быть:
– общий анализ всех ресурсов банка (в том числе может проводиться и в разрезе филиалов банка);
– анализ собственных средств (капитала) и оценка движения капитала банка за период;
– анализ достаточности собственных средств (капитала) банка;
– анализ состояния привлеченных и заемных средств банка;
– анализ «качества» пассивов банка.
Общий анализ ресурсов и иных источников пассивов банка можно начать с выяснения общей картины по показателю банковских пассивов и показателю соотношения собственных и привлеченных средств в банковских пассивах. Для проведения этого анализа могут использоваться:
– данные публикуемой формы баланса (что наиболее доступно для внешнего пользователя);
– внутренняя управленческая отчетность банка установленной формы и содержания о размере собственных и привлеченных средств.
При оценке абсолютного изменения пассива баланса банка за период его увеличение может свидетельствовать:
– о наращивании банком объемов привлеченных ресурсов за оцениваемый период (+);
– о расширении источников заемных средств банка (+);
– об увеличении рискованности активных операций банка (за счет роста в пассивах резервов – резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности, резервов на возможные потери по прочим активам и т.п.) (–);
– о росте кредиторской задолженности банка (–);
– о расширении клиентской базы банка за счет увеличения объемов привлеченных ресурсов (+);
– о росте банковской прибыли, а, следовательно, и эффективности банковской деятельности в целом (+) и др.
И, наоборот, к обратным последствиям может приводить уменьшение пассива баланса банка. В дальнейшем аналитику необходимо оценить все-таки за счет чего происходило изменение пассива баланса.
Далее анализ пассива баланса банка может сводиться к выяснению структуры ресурсной базы (собственных и привлеченных средств) и динамики.
Структура ресурсов в разрезе собственных и привлеченных средств отражает основные особенности функционирования банка как кредитной организации. Традиционно структура ресурсов по показателям собственных и привлеченных средств банка представлена соотношением: доля собственных средств в пассиве баланса банка – в среднем колеблется от 10% до 25% в общем объеме ресурсов банка, доля привлеченных средств – от 75% до 90%.
Показатель доли собственных средств в пассивах банка рассчитывается следующим образом: СК = СС / Пассивы (этот показатель «упрощенный показатель достаточности капитала»). Как раз он и показывает, какую долю в структуре пассивов занимают собственные средства банка. Чем выше его доля (выше значение СК), тем надежнее и устойчивее работает банк. Минимальное значение СК = 0,1 (10%). При этом уровень капитала считается достаточным, если обязательства банка (определяемые как пассив баланса за минусом собственных средств) составляют 80–90% валюты баланса.
Для оценки динамики пассивов сопоставляют балансовые данные по всем имеющимся показателям по базовому и текущему году. Данные такого сопоставления показывают:
– какова тенденция темпов изменения объемов ресурсов (рост или снижение);
– темпы изменения каких – собственных или привлеченных средств являются наибольшими;
– значительность тенденции более быстрого роста собственных или привлеченных средств в формировании ресурсов банка.
Анализ величины собственных средств (капитала) банка
Еще о комерческих банках:
Общие условия создания ОФБУ
ОФБУ создается путем аккумулирования денежных средств и ценных бумаг учредителей доверительного управления для последующего доверительного управления этим имуществом кредитной организацией - доверительным управляющим в их интересах. Решение о создании ОФБУ принимается органом управления кредитной о ...
Форма договора страхования
В п. 1 ст. 940 реализована возможность, предусмотренная п. 2 ст. 162 ГК, – указание в законе на недействительность сделки вследствие несоблюдения простой письменной формы. Государственное страхование вообще может производиться без заключения договора (ст. 927 ГК), однако если договор заключается, т ...
Организация работы по доведению бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных
обязательств до распорядителей средств
Доведение показателей плана финансирования расходов федерального бюджета (росписи расходов) и лимитов бюджетным обязательств до распорядителей и получателей средств федерального бюджета по показателям ведомственной, функциональном и экономической классификации бюджетной классификации pacходов Росси ...