Высший
уровень занимают руководители и менеджеры — аналитики, выполняющие функции стратегического анализа и планирования. Это лидеры, «звезды», мозговой центр организации. Они наделены максимальными полномочиями и наибольшей ответственностью. Их деловая активность определяет конкурентоспособность банка, а отсутствие специалистов такого уровня рассматривается как фактор риска. Содержание их труда включает: аудит, диагностику и оптимизацию финансовых процессов; оперативную подготовку решений по управлению активами и обязательствами банка, затратами и прибылью, операциями с ценными бумагами и валютой, производительностью и эффективностью; выявление тенденций развития финансовых процессов и обеспечение безопасности.
Особенность банковской организации состоит в том, что большинство работников (до 90%) может быть причислено, несмотря на занимаемые ими должности, к техническим специалистам с четко регламентированными исполнительскими функциями. И только небольшая часть работников (не более 10%) занята творческими аналитическими функциями. Высокая востребованность «механического» труда обусловлена жесткой иерархичностью и упорядоченностью финансовых операций и процедур, необходимостью защиты содержащейся в них информации, а в конечном счете — естественной природой денежных отношений.
В таблице 2.1 приведены данные о соотношении специалистов в Камышловском РКЦ. Видимо, вопрос оптимизации соотношения категорий специалистов остается актуальным. Современные условия предъявляют новые и более жесткие требования к структуре, профессиональным знаниям и умениям работников, к объему и содержательности решаемых вопросов. Для оптимизации текущей и перспективной потребности в кадрах необходимо использовать научные методы (математической статистики, распознавания образов, социометрии, психоанализа). Аудит человеческих ресурсов банка должен начинаться с тотальной оценки эффективности деятельности штатных сотрудников.
Таблица 2.1
Соотношение категорий специалистов в условиях специализации деятельности (%)
|
Вид деятельности |
Главный специалист |
Ведущий специалист |
Специалист 1 категории |
Специалист 2 категории |
|
Технологическая |
25 |
30 |
35 |
10 |
|
Обеспечивающая |
20 |
25 |
35 |
20 |
|
Обслуживающая |
10 |
15 |
35 |
40 |
В основе деловой оценки банковских работников лежат два подхода. Во-первых, ранее указанные виды специализации и четкое распределение функций и компетенций между подразделениями, отделами, службами, секторами. Во-вторых, исторически сложившиеся традиции и требования к профессиональной культуре банковского служащего, которую можно определить как уровень профессионализма, а также возможность реализации личности, ее способностей в процессе деятельности, обеспечивающей высокую результативность труда. Высокий профессионализм должен сочетаться с развитым гражданским и нравственным сознанием и дополняться способностью убеждать и воздействовать на поведение клиентов. Эффективный работник способен учитывать социально-психологические особенности различных социальных групп и слоев населения, он умеет определять настроение и ориентироваться на него, а также на потребности клиентов, проявляя внимание к ним и доброжелательность. Именно на развитие элементов профессиональной культуры должна быть направлена концепция деловой оценки. Такой подход обусловлен достаточно высоким общественно-экономическим статусом и престижем банковской организации; многоцелевой ориентацией деятельности банка на любом уровне (на результат, получение прибыли, совершенствование деятельности, клиента, высокое качество обслуживания); личной заинтересованностью банковских работников в обновлении знаний и умений, повышением своего мастерства, профессиональном росте в связи с общественной востребованностью, модернизацией деятельности, а также определенными трудностями в получении штатных должностей (престижностью и дефицитностью профессии банковского работника).
Еще о комерческих банках:
Отличия банка от других кредитных учреждений
Природа банковского бизнеса заключается в привлечении (заимствовании) денежных средств предприятий и населения и их выдаче в долг (размещении на условиях возвратности, платности, срочности). Для банков, поэтому, характерно относительно широкое соотношение между собственными средствами (капиталом) и ...
Основные методы и инструменты денежно-кредитной политики
Основными методами денежно-кредитной политики Центрального банка РФ являются: - административные методы – к ним относятся прямые ограничения и лимиты, такие, как; ¨ квотирование отдельных видов активных и пассивных операций; ¨ введение лимитов на выдачу ссуд разных категорий; ¨ ограниче ...
Основные факторы и пути повышения конкурентоспособности страховых компаний
в РФ
ООО Страховая компания «ЮжУрал-АСКО» работает на российском страховом рынке с 1990 года. Компания является универсальным страховщиком, предоставляющим страховые услуги как юридическим, так и физическим лицам по таким видам как: страхование имущества, страхование ответственности, личное страхование, ...