Структура привлеченных средств

Страница 1

К привлечённому капиталу относятся – вклады населения, остатки на расчетных счетах предприятий и организаций различных форм собственности, депозитные сертификаты (выдаются предприятиям (юридическим лицам)) ( на расчётном счёте (до востребования) деньги не приносят прибыль (- налоги), а на депозите больший процент, и банку спокойнее ( не заберут). На долю привлеченного капитала приходится 90%.

С развитием рыночных отношений структура привлеченных ресурсов претерпела существенные изменения, что обусловлено появлением новых, не традиционных для старой банковской системы способов аккумуляции временно свободных денежных средств физических и юридических лиц.

В мировой банковской практике все привлеченные ресурсы по способу их аккумуляции группируются следующим образом:

· депозиты;

· недепозитные привлеченные средства.

Основную часть привлеченных ресурсов коммерческих банков составляют депозиты, т.е. денежные средства, внесенные в банк клиентами - частными и юридическими лицами, т.е. предприятиями, товариществами, акционерными обществами на определенные счета, и используемые ими в соответствии с режимом счета и банковским законодательством.

Недепозитные привлеченные средства - это средства, которые банк получает в виде займов или путем продажи собственных долговых обязательств на денежном рынке. Недепозитные источники банковских ресурсов отличаются от депозитов тем, что они имеют, во-первых, неперсональный характер, т.е. не ассоциируются с конкретным клиентом банка, а приобретаются на рынке на конкурентной основе, и, во-вторых, инициатива привлечения этих средств принадлежит самому банку. Недепозитными привлеченными ресурсами пользуются преимущественно крупные банки. Приобретаются недепозитные средства на крупные суммы, и их считают операциями оптового характера.

Современная банковская практика характеризуется большим разнообразием вкладов депозитов и депозитных счетов. Это обусловлено стремлением банков в условиях сегментированного высококонкурентного рынка наиболее полно удовлетворить спрос различных групп клиентов на банковские услуги и привлечь их сбережения и свободные денежные капиталы на банковские счета. По экономическому

содержанию депозиты можно разделить на группы:

· депозиты до востребования, включая остатки средств на расчетных и текущих счетах;

· срочные депозиты;

· сберегательные вклады;

· ценные бумаги.

Депозиты можно классифицировать также и по другим признакам: по срокам, по видам вкладчиков, условиям внесения и изъятия средств, уплачиваемым процентам; возможности получения льгот по активным операциям банка и др.

Основным источником финансирования активных операций коммерческого банка являются привлеченные ресурсы, что требует от коммерческих банков проведения активной депозитной политики и расширения депозитных операций. При организации депозитных операций коммерческие банки должны соблюдать условия ликвидности баланса и учитывать следующие требования:

· депозитные ресурсы должны быть согласованы по срокам и суммам с финансируемыми активными операциями, что особенно важно в условиях нестабильной экономики и высоком уровне инфляции;

· депозитные операции должны способствовать максимизации банковской прибыли либо создавать условия для получения прибыли в будущем;

· в процессе организации депозитных операций особое внимание необходимо уделять привлечению средств на срочные депозиты и сберегательные вклады с фиксированными сроками; расширять виды депозитных операций, предоставлять дополнительные услуги или льготы с целью увеличения числа депозиторов.

Привлекать средства юридических лиц коммерческие банки имеют право с момента своего образования. Для работы со средствами физических лиц должен быть полностью оплачен уставный капитал в течение года. При анализе привлеченных средств коммерческого банка в первую очередь изучается их структура путем определения удельного веса каждой группы привлеченных средств в их общей сумме. Также изучают эффективность использования привлеченных средств. Для этого определяют показатели эффективности, как отношение общей суммы привлеченных средств к сумме выданных кредитов. Значение этого показателя более 100 % говорит о том, что банк использует привлеченные средства не только в качестве кредитных ресурсов, но и на собственные нужды.

Привлеченные средства коммерческих банков можно классифицировать по различным признакам. В зависимости от принадлежности они делятся на средства юридических и физических лиц. В зависимости от срока они бывают до востребования и срочные. С помощью механизмов, которыми они привлекаются - средства на счетах, вкладах, путем эмиссии ценных бумаг банка (векселей, облигаций и др.). По валюте, в которой они привлекаются - в национальной и иностранной. Основное место в ресурсах банка занимают вклады и депозиты физических и юридических лиц, остатки на расчетных (текущих) и бюджетных счетах юридических лиц, ценные бумаги и межбанковские кредиты. Исторически и традиционно важнейшим источником денежных средств коммерческого банка являлись и являются так называемые депозиты - денежные средства или ценные бумаги, помещенные для хранения в банки и подлежащие возврату по истечении определенного срока. В российской практике сберегательные вклады населения в зависимости от сроков и условий вкладных операций могут быть:

Страницы: 1 2

Еще о комерческих банках:

Отличие биржевой торговли от других видов оптовой торговли
Рыночная система, ориентированная более всего наконечного потребителя, оказалась при всех ее недостатках более приспособленной к учету потребностей общества их удовлетворению. В условиях рыночной экономики для реализации изготовленной продукции используются различные каналы, позволяющие установить ...

Выпуск банками собственных векселей
Российские коммерческие банки активно осваивают выпуск собственных векселей как краткосрочных долговых обязательств. Впервые банковские векселя появились в августе 1992 г. Более широкое распространение они получили с начала 1993г. Действующее российское вексельное законодательство не предусматривае ...

Облигации как объект инвестиций. Стоимостные характеристики облигаций
Облигация - это приносящее процентный доход долговое обязательство, ценная бумага, свидетельствующая о предоставлении займа ее держателем Облигация имеет следующие ценовые характеристики: номинал (или номинальную цену), эмиссионную цену, цену погашения, курсовую цену. К стоимостным характеристикам ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.supremebank.ru