Интернет позволил обеспечить массовый доступ к электронным торговым системам частным инвесторам, и электронные брокерские услуги стали одним из прикладных сервисов Интернет (online brokerage).
Обслуживание сделок на рынке ценных бумаг через Интернет превратилось в целую индустрию под названием "Интернет-трейдинг". Общее количество сделок, заключаемых пользователями Интернет на электронных внебиржевых рынках в настоящее время около 50% от общего числа (именно количество, а не сумма). Пятая часть сделок с акциями NASDAQ совершается через Интернет, а в США за 2006 г. 25% всех сделок на рынке ценных бумаг прошло через Интернет [31].
Конечно, в секторе брокерских Интернет-услуг преобладают брокерские и инвестиционные фирмы, однако и многие банки осуществляют брокерское обслуживание клиентов через Интернет, предоставляя услуги по покупке/продаже ценных бумаг, созданию инвестиционного портфеля и возможность участвовать в торгах на фондовом рынке и рынке иностранной валюты (FOREX).
Предложение банковских продуктов в Интернет представляет собой использование Интернет как канала дистрибуции услуг. Однако Интернет является не просто специфической информационной средой, а еще и рынком. Развитие электронной коммерции привело к созданию новых посреднических услуг, специфичных для этой области - эти услуги банки могут использовать как источник дополнительных доходов.
Банки, предлагая свои продукты на рынке электронной коммерции, выступают как "поставщики контента", т.е. как владельцы услуг или в качестве электронных брокеров. Но они также могут поставлять своим клиентам технологические услуги (например, услуги доступа в Интернет). Некоторые банки начинали осваивать рынок электронной коммерции именно как поставщики технологии. Следует, однако, отметить, что этот "технологический" сегмент рынка Интернет-коммерции захвачен крупными телекоммуникационными и IT-компаниями типа Microsoft, а поставку "подключения к Интернет" обеспечивает огромное количество мелких и средних Интернет-провайдеров.
Как "поставщики контекста" банки могут предоставлять клиентам услуги порталов, выступать как агрегаторы финансовых услуг и предоставлять электронные торговые площадки.
Как агрегаторы банки могут предоставлять услуги по агрегации счетов и услуги по агрегации банковских продуктов. Смысл этой услуги - обеспечить доступ клиенту к его счетам в различных финансовых институтах: к инвестиционным счетам у брокеров фондового рынка, к банковским расчетным и текущим счетам, к счетам кредитных карт и т.п. Агрегацию счетов и банковских продуктов можно рассматривать как услугу консолидации систем "интернет-клиент-банк" различных банков.
Консолидация в банковском секторе. Изменение характера дистрибуции банковских услуг и появление новых типов посредников на рынке Интернет-коммерции привело к тому, что поставка банковских услуг стала смещаться от традиционных каналов (филиалов и отделений) в сторону электронных. Потенциальная угроза со стороны "новых игроков" активизировала деятельность банков в Интернет.
Следствием этого стало усиление процессов консолидации в банковском секторе. Кроме создания собственных "виртуальных" филиалов, банки стали развивать партнерские отношения с телекоммуникационными компаниями разработчиками программного обеспечения ("технологическими провайдерами") и создавать вертикально интегрированные финансовые сервисные компании, объединяющие все уровни дистрибуции в Интернет. Основным механизмом консолидации стало консолидации - поглощение "виртуальных" предприятий и создание финансовых конгломератов [29, 31].
Сегодня многие Интернет-порталы являются стратегическими партнерами крупнейших банков в США, Европе и Азии. Большинство Интернет-банков в Европе являются дочерними предприятиями традиционных банков. Банки США вступают в коалиции с различными телекоммуникационными компаниями и другими банками для объединения усилий в сфере дистрибуции услуг через Интернет[32].
Многочисленные примеры слияний и поглощений в финансовом сегменте рынка Интернет-коммерции, по мнению многих аналитиков, свидетельствуют о структурных изменениях в банковской отрасли. Границы между банками, брокерами и другими финансовыми посредниками стираются, и одной из причин этого является использование Интернет.
Еще о комерческих банках:
Характеристика деятельности Мариупольского отделения Сберегательного банка
ОАО «Государственный Сберегательный банк Украины» (далее ОАО «Сберегательный банк Украины») является государственным банком, созданным путем организации на базе Государственного специализированного коммерческого Сберегательного банка Украины. Учредителем банка является государство в лице Кабинета М ...
Анализ деятельности НПФ «ГНПФ»
Накопительный пенсионный фонд «ГНПФ» - первый накопительный пенсионный фонд Республики Казахстан. Среди всех пенсионных фондов ГНПФ стал первым, принявшим пенсионный взнос и получившим право на самостоятельное управление пенсионными активами. В ходе становления и развития казахстанской модели накоп ...
Место коммерческого банка в кредитной системе России
Общее понятие коммерческого банка сводится к следующему: Коммерческий банк - это коммерческое учреждение, созданное для привлечения денежных средств от юридических и физических лиц и размещения их от своего имени на условиях возвратности, платности срочности, а также осуществления иных банковских о ...