Также существует большая проблема, связанная с диверсификацией рисков. Объясняя низкую убыточность страхового портфеля, один из кэптивных страховщиков рассказал о теории катастрофических страховых случаев. «Мы пять лет формируем страховые резервы, поскольку может наступить страховой случай со значительным ущербом, когда компания произведет существенные выплаты, израсходовав на это все запасы предыдущих периодов», – резюмировал он, не подозревая, что полностью разбивает «плюс», связанный с повышенной устойчивостью кэптивного страховщика.
Все же к положительным качествам кэптивных компаний относят повышенную устойчивость страховщика за счет ФПГ, развитую региональную сеть и работу со сложными рисками, которые больше полезны для предприятий среднего и средне-крупного бизнеса, имеющие региональные представительства и филиалы.
Доля рыночного, или конкурентного страхования определяет стабильность компании при ведении страхового бизнеса. Например, год назад РАО «ЕЭС России» заявило о возможной продаже своего страховщика «Лидер». Так как «Лидер», показывая высокие общие результаты, в страховом портфеле имеет в основном кэптивные договоры, то многие эксперты оценили стоимость такой продажи в пределах получения лицензии плюс персонал, то есть не более $200 000. В то же время стоимость страховщика может быть оценена как годовой сбор премий по страхованию (иному, чем страхование жизни), увеличенный в два раза. То есть для «Лидера» по итогам 1 квартала 2004 года в $200 млн. Таким образом, выход РАО «ЕЭС России» из акционеров «Лидера» и, следовательно, использование конкурентного страхования для своих объектов могли бы понизить оценочную стоимость страховщика в 1000 раз.
С другой стороны, кризисная ситуация, связанная с Гута-банком, практически не отразилась на работе страховой компании «Гута-Страхование». Президент страховой группы «Гута» Сергей Федоров связывает это с тем, что доля рисков компаний, входящих в группу, то есть имеющих общих собственников, составляла в июле 2004 года примерно 10% страхового портфеля компании, что позволило обеспечить самостоятельность и независимость бизнеса компании.
Вместе с тем ряд экспертов прогнозируют дальнейший рост рыночной составляющей у кэптивных страховщиков. Начальник департамента маркетинга страховой группы «Согаз» Алексей Смертин считает, что в компании уже к концу текущего года премия по рыночным договорам составит 18 – 20% от общих сборов, к концу 2005-го этот показатель возрастет до 30%, а к концу 2007 года – до 50%.
Но, как полагает генеральный директор страхового общества «Зенит» Александр Кабанов, доля кэптивного страхования также будет увеличиваться за счет укрупнения финансово-промышленных групп. Какие тенденции возобладают на рынке кэптивного страхования, и к чему это приведет, страховое сообщество узнает в ближайшие два-три года. [4]
[1] С.Ефимов. Энциклопедический словарь. Экономика и страхование, 1996.
Еще о комерческих банках:
Страхование как экономическая категория. Основные
функции страхования
Страхование – экономические отношения по защите имущества, личных и финансовых интересов хозяйствующих субъектов и граждан, связанные с движением стоимости на основе солидарной замкнутой раскладки ущерба и возмещения его в денежной форме. [10, с. 102] Можно выделить следующие признаки, характеризую ...
Кредитные услуги как основа деятельности коммерческого банка
Основной функцией банков как финансовых институтов является перераспределение, т.е. аккумулирование свободных денежных средств населения, предприятий, государственного сектора, и предоставление, в первую очередь, предприятиям возможности получить эти денежные средства в виде кредитов для осуществле ...
Современное состояние и функционирование финансов российских страховых
компаний
Страховые компании являются коммерческими организациями и преследуют своей целью получение прибыли. Валовая прибыль страховой организации складывается из трех частей: 1. прибыль от страховой деятельности, 2. прибыль от инвестиционных операций, 3. прибыль от прочих операций. Прибыль от страховой дея ...