Поэтому следует отличать кэптивные компании, то есть компании, входящие в ФПГ и имеющие долю страхования материнских компаний более 50%, от рыночных компаний, имеющих в своем портфеле некоторую (менее 50%) долю кэптива (так называемого страхования на связях), но не являющихся аффилированными в прямом смысле этого слова.
К первой группе можно отнести страховые компании «Капиталъ Страхование» (ЛУКОЙЛ), «Согаз» («Газпром»), «Газпроммедстрах» («Газпром»), «Лидер» (РАО «ЕЭС России»), «Сургутнефтегаз» («Сургутнефтегаз»), «Нефтеполис» («Роснефть»), «Прогресс-Гарант» (ЮКОС), «Итера-Гарант» («Итера») и некоторые другие.
В наибольшей степени кэптивное страхование охватывает добровольное медицинское страхование, страхование имущества юридических лиц и страхование грузов.
Страхование в кэптивных компаниях характеризуется низкой убыточностью по страхованию имущества и ответственности, то есть выплаты этих компаний страхователям ниже среднерыночных показателей. Они находятся на уровне 10 – 20%, в то время как при страховании имущества физических лиц убыточность практически всегда выше 45%.
Причины, по которым крупные предприятия предпочитают страховаться у своих собственных страховщиков, не совсем понятны, так как «концентрированное» страхование не отвечает экономической целесообразности диверсификации рисков. Эксперты Объединенной финансовой группы объясняют наличие кэптивного страхования высокими налоговыми ставками. А Всероссийский союз страховщиков дает расплывчатый ответ, полагая, что «на начальном этапе наличие кэптивного страхования восполняло крайнюю слабость или отсутствие страхования рыночного». Похоже, что данная функция реализовалась не только на начальном этапе. Так, небольшой рост в целом по добровольному страхованию в первом квартале текущего года эксперты склонны относить именно к существенному росту кэптивного страхования.
Предмет, о котором многие из рыночных страховщиков будут спорить.
Неоднозначная трактовка понятий «кэптивное страхование» и «кэптивная компания», а также сложность выделения договоров по кэптивному страхованию приводят к не всегда одинаковым показателям их деятельности (таблица 1).
Таблица 1. Деятельность кэптивных страховщиков в 1 квартале 2004 года
№ |
Страховая компания |
Премия, млн. руб. |
Выплаты, млн. руб. |
Убыточность по имущественному страхованию, % |
Уровень оценки кэптивности по имущественному страхованию, % |
1 |
Согаз |
4615 |
539 |
25,9 |
90 |
2 |
ЖАСО |
3132 |
518 |
12,7 |
70 |
3 |
Капиталъ Страхование |
3043 |
232 |
2,7 |
80 |
4 |
Лидер |
2921 |
289 |
9,5 |
95 |
5 |
Согласие |
2289 |
247 |
7,7 |
70 |
6 |
Транснефть |
710 |
34 |
1,6 |
95 |
7 |
Сургутнефтегаз |
657 |
356 |
37,7 |
85 |
8 |
Югория |
606 |
94 |
11,4 |
90 |
9 |
Нефтеполис |
511 |
64 |
14,4 |
80 |
10 |
Шексна |
401 |
33 |
6,7 |
85 |
Еще о комерческих банках:
Виды кредитов
Особенность современной практики кредитования заключается в многообразии применяемых форм, видов и способов выдачи кредитов. Специфика проявления различных видов потребительского кредитования, их взаимосвязь и взаимопроникновение приводит к необходимости упорядочения, классификации потребительских ...
Анализ основных факторов повышения конкурентоспособности ООО страховой компании «Южурал -аско»
Показателем потребительской удовлетворенности соотношением «цена-качество» страхового продукта является согласие клиента приобрести полис. Если страхователь считает, что предлагаемое ему качество услуги стоит запрашиваемых денег, то соотношение «цена-качество» рассматривается как благоприятное и он ...
Функции и принципы деятельности коммерческого банка
Банки являются особым типом финансовых посредников, перераспределяющих капиталы между их поставщиками и потребителями. Они имеют следующие основные особенности. Во-первых, как и всякие финансовые посредники, банки производят двойной обмен долговыми обязательствами: они выпускают свои собственные до ...