Пути повышения эффективности функционирования системы краткосрочного кредитования России

Экономика » Развитие системы краткосрочного кредитования в России » Пути повышения эффективности функционирования системы краткосрочного кредитования России

Страница 3

Факторинг является кредитной сделкой, поскольку в его основе лежит авансирование денежных средств поставщику под уступку дебиторской задолженности. Цена факторинга – факторинговая комиссия состоит из следующих компонентов:

• фиксированный сбор за обработку документов;

• фиксированный процент от товарооборота поставщика;

• стоимость кредитных ресурсов, необходимых для финансирования поставщика.

В большинстве факторинговых компаний мира факторинговая комиссия устанавливается в зависимости от количества покупателей, оборота, частоты поставок, особенностей товарного рынка и находится в пределах от 0,5 до 5% от товарооборота. Согласно действующему российскому налоговому законодательству, комиссия за факторинговое обслуживание уменьшает налогооблагаемую базу налога на прибыль организаций.

Факторинг исторически развивался как альтернатива коммерческому кредиту в вексельной форме. В России факторинг пока еще не получил должного развития вследствие недостаточности нормативно-правовой базы.

В рамках факторинга организациям – поставщикам предлагается, как правило, комплекс разнообразных услуг по финансированию поставок, покрытию рисков, административному управлению дебиторской задолженностью. Для проведения факторинговых операций коммерческие банки тщательно отбирают клиентов не только по их финансовому состоянию, но и с точки зрения состояния отрасли поставщика и отрасли дебитора, а также по типам и видам контрактов, которые предъявляются поставщиками в подтверждение обоснованности денежного требования. Очень важна устойчивость спроса на товары поставщика [13].

Наиболее приемлемы для факторинговых операций регулярно повторяющиеся краткосрочные контракты поставщиков и потребителей, они позволяют оперативно корректировать масштабы кредитования, при этом вероятность мошенничества низка. На факторинговое обслуживание, как правило, не принимаются предприятия с большим числом должников и небольшими суммами задолженности; поставщики нестандартной и узкоспециализированной продукции; предприятия, реализующие свою продукцию на условиях послепродажного обслуживания или по бартеру; строительные и другие фирмы, работающие с субподрядчиками; предприятия, реализующие свою продукцию по долгосрочным контрактам и выставляющие свои счета поэтапно или получающие авансовые платежи. Переуступке также не подлежат долговые обязательства предприятий, объявленных неплатежеспособными, физических лиц.

Хотя потребность в факторинговых операциях достаточно значительна в России, их развитию препятствует недостаточность правовой базы. В сущности, факторинг призван придти на смену широко применявшемуся в СССР кредиту под расчетные документы в пути, который надежно защищал предприятия от появления кассовых разрывов в финансовом обеспечении текущей деятельности и обеспечивал непрерывность кругооборота их средств.

Важным путем повышения эффективности функционирования системы краткосрочного кредитования России является развитие информационной инфраструктуры кредитного рынка. Кредитный рынок, как и любой другой рынок, является коммуникативной системой [15], а потому эффективность действия его механизма в решающей степени зависит от качества, количества, скорости распространения информации. Взаимную зависимость характеристик кредитного рынка и характеристик циркулирующей в нем информации, можно представить в виде схемы (таблица 4.1).

Следует заметить, что кредитный рынок (за исключением рынка облигаций) представляет собой полную противоположность классической биржевой организации. Основная информационная особенность кредитного рынка – это высокие барьеры на пути распространения информации о конкретных кредитных сделках, которые совершаются конфиденциально в режиме коммерческой тайны, в соблюдении которой заинтересованы, как правило, обе стороны кредитной сделки. Со стороны кредиторов здесь наблюдается даже большая заинтересованность, так как в условиях конфиденциальности сделок они широко могут использовать ценовую дискриминацию, назначая различные процентные ставки разным заемщикам, представляя, в сущности, одинаковые кредитные услуги с равнозначным риском для себя. Такая ценовая дискриминация, основанная на тайне сделок, позволяет кредиторам увеличивать свои доходы от кредитных операций.

Таблица 4.1 Схема взаимосвязи базовых характеристик кредитного рынка и качества происходящих на нем информационных процессов

Базовые характеристики

кредитного рынка

Качественные характеристики

информационных процессов

Совершенство конкуренции

рассредоточенность информации между достаточно большим числом участников рынка; обозримость рынка;

Степень кредитного риска

симметричность распределения информации между сторонами кредитной сделки

Совершенство ценообразования

формирование единой равновесной процентной ставки на соответствующие виды кредитных ресурсов

рассредоточенность информации между достаточно большим числом участников рынка;

гибкость, изменчивость цен на кредитные ресурсы

скорость распространения информации;

значительный разброс цен на рынке одноименных кредитных услуг

неосведомленность участников рынка (отсутствие свободного обмена информацией).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще о комерческих банках:

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.supremebank.ru