Пути повышения эффективности функционирования системы краткосрочного кредитования России

Экономика » Развитие системы краткосрочного кредитования в России » Пути повышения эффективности функционирования системы краткосрочного кредитования России

Страница 4

Другая информационная особенность кредитного рынка – это информационное неравенство, асимметричное распределение информации среди участников рынка, когда одна сторона сделки знает о ее предмете больше, чем другая, также почти всегда присутствует на рынке. Природа кредитного риска как раз и обусловливается отсутствием полной информации о кредитоспособности потенциального заемщика, о серьезности его намерений выполнить принятые на себя обязательства. Кредитор всегда несет риск потерь по этой причине [14].

Однако информационное неравенство позволяет сторонам извлекать выгоды из этого обстоятельства. Например, как отмечалось выше, банки могут назначать повышенные проценты по кредиту, пользуясь отсутствием информации у заемщика по другим кредитным сделкам. В свою очередь, нередки случаи, когда заемщики вводят банк в заблуждение относительно своей кредитоспособности и истинных намерений в отношении возврата кредита. Таким образом, поскольку рыночная информация распределяется неравномерно, одна сторона сделки может эксплуатировать другую.

В отличие от прямого кредитования, участие финансовых посредников имеет ряд преимуществ для заемщиков именно вследствие ряда информационных причин. В теории финансового посредничества именно информационная роль банков на кредитном рынке становится объектом пристального внимания исследователей. Сильви де Куссерг (Франция) обобщил информационный аспект теории финансового посредничества в одной из статей [14]. Он отмечает, что банк является учреждением, которое служит источником информации и тем самым предотвращает ее асимметрию, от которой страдают покупатели и продавцы, сталкиваясь лицом к лицу на рыке капиталов. Банк – это, прежде всего, специалист-эксперт, который в состоянии отличить истинно хороший товар от «лимонов». Из этого основного аргумента вытекают и другие функции.

Банки улучшают качество информации, циркулирующей на кредитном рынке за счет следующих факторов:

• получение неофициальной информации на основе долговременных отношений: между банкиром и его клиентами, заемщиками, устанавливаются долговременные отношения, благодаря которым банкир располагает надежными сведениями об их финансовом положении и способности эффективно осуществлять инвестиционные проекты. Учитывая неофициальный характер этой информации, только банкир может ею воспользоваться, что обеспечивает ему преимущество перед конкурентами и кредиторами на рынке капиталов;

• неразглашение неофициальной информации – предприятия, планирующие осуществить инвестиции, предпочитают сохранять определенную конфиденциальность во избежание использования конкурентами их проектов. Предоставляя информацию на рынке капиталов, предприятие обязано предать огласке данные о своем проекте (скупка компании, например), чтобы обеспечить успех эмиссии своих ценных бумаг. Обращаясь к банку, компания сохраняет конфиденциальность относительно своих капиталовложений.

• кредитное соглашение как сигнал для рынков – доступ предприятия к банковскому кредиту является сигналом для рынка, оповещающим о его финансовом состоянии и перспективах развития;

• контроль за заемщиками – банки имеют возможность более экономно сделать это путем объединения объектов контроля, а также снижения риска посредством его диверсификации. Наличие подлинной экспертизы, проводимой банками при осуществлении контроля над заемщиками, обеспечивает им и в этой сфере преимущество по сравнению с рынком капиталов.

Важнейшее условие успешного функционирования кредитного рынка – его информационная прозрачность. Банки и фирмы, раскрывающие информацию о своей деятельности, могут работать успешнее, так как степень доверия к ним со стороны вкладчиков, акционеров и кредиторов повышается. Такие организации могут выиграть от раскрытия информации, прежде всего за счет более выгодных для них условий привлечения ресурсов, так как в противном случае он вынужден привлекать средства под более высокий процент, компенсируя риски своих контрагентов.

Большое значение для снижения кредитного риска имеют базы данных, содержащие сведения о финансовом состоянии и кредитной истории потенциальных заемщиков, которые широко распространены за рубежом. Важным источником информации для кредитного анализа в западной практике являются так называемые кредитные бюро, готовящие комплексные справки по предприятиям. Такого рода услуги оказывает информационные компании, которые составляют и публикуют рейтинги. Только в США действует около трех тысяч кредитно-информационных бюро, располагающих кредитными историями большинства физических и многих юридических лиц. Например, фирма «Роберт Моррис» готовит ежегодный отчет о заемщиках на основании информации, предоставленной кредитными инспекторами, работающими в банках – членах ассоциации «Роберт Моррис» (RMA). Другая известная фирма «Лео Трей» проводит аналогичную работу на базе данных налогового управления США. Она ежегодно готовит альманах, содержащий расчеты по 22 показателям деятельности фирм различных отраслей. Фирма «Дэн энд Брэдстрит Кредит сервис» обрабатывает свыше одного миллиона финансовых отчетов корпораций и фирм, действующих в различных отраслях, а также публикует 14 ключевых показателей эффективности, прибыльности и кредитоспособности [14].

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще о комерческих банках:

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.supremebank.ru