Основные трудности при оценке работы на основании письменных характеристик состоят в следующем:
Объем и
содержание
представленных характеристик может сильно
различаться
в зависимости от опыта, установок и особенностей личности оценивающего. Например, один руководитель может много написать о потенциальных возможностях и сильных сторонах подчиненного и умолчать о его недостатках. Другой может все внимание направить в основном на недостатки работника. Третий особенно подробно может рассматривать вопросы обучения и повышения квалификации. Производить оценку работников и сравнивать их рабочие достижения на основании таких характеристик иногда очень затруднительно.
На оценку также могут влиять навыки письменного изложения,
которыми обладает руководитель, производящий оценку. Руководитель, умеющий хорошо «подать» своего подчиненного, при желании может добиться того, что средний работник будет на бумаге выглядеть лучше, чем он есть на самом деле.
Серьезной проблемой для многих организаций является отсутствие работы с информацией, содержащейся в письменных характеристиках.
В определенной степени приведенные выше трудности удается преодолеть при использовании стандартных бланков, в которых не только четко указано, что в работе или в рабочем поведении подчиненных следует оценить, но и предлагаются конкретные ориентиры (подсказки), которые облегчают подготовку письменной характеристики [7, с.119].
Шкалы оценки дают возможность руководителю оценить степень развития у работников деловых качеств, склонности к определенным видам рабочего поведения или готовности к достижению определенных рабочих результатов. Оценочная форма (бланк) состоит из ряда шкал, оценивающих разные аспекты работы, такие, как профессиональные знания, качество и количество работы, способность к самостоятельной работе, уровень развития профессиональных навыков и др.
При заполнении оценочной формы предлагается на основании предлагаемой шкалы оценить деловые качества работников или их готовность к определенным видам рабочего поведения. Приведем пример пятибалльной шкалы (см.табл.1.2).
По большому счету универсальных оценочных форм не существует. Перед специалистами, разрабатывающими методы оценки работы персонала, встает задача конструирования собственных оценочных шкал, которые бы максимально учитывали специфику организации или особенности выполняемых работ.
Таблица 1.2
Разработка шкал оценки рабочего поведения
Планирование деятельности и распределение ресурсов | |||||
Планирование, постановка целей |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Корректировка этих целей в случае необходимости |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Распределение и контроль ресурсов |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Учет всей доступной информации для своевременного принятия решений |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
При этом важно учитывать, что оценочные шкалы должны иметь следующие характеристики:
- Оцениваемые характеристики и особенности рабочего поведения должны соотноситься с содержанием и эффективностью профессиональной деятельности работников.
- Шкалы должны быть направлены на оценку таких характеристик работников, за которыми стоят конкретные поведенческие проявления, которые может наблюдать оценивающий.
- Каждый пункт (градация) шкалы должен быть кратким, однозначным и соответствовать оцениваемому показателю. При этом следует избегать излишне общих характеристик. Например, если оценивается инициативность работников, то лучше использовать следующие градации: (1) «высокая активность и самостоятельность в принимаемых решениях и действиях»; (2) «не склонен к проявлению самостоятельности и активности в работе»; (3) «избегает самостоятельных решений и действий в работе»; чем (1) - высокая, (2) - средняя и (3) - низкая инициативность.
Еще о комерческих банках:
Современное состояние и функционирование финансов российских страховых
компаний
Страховые компании являются коммерческими организациями и преследуют своей целью получение прибыли. Валовая прибыль страховой организации складывается из трех частей: 1. прибыль от страховой деятельности, 2. прибыль от инвестиционных операций, 3. прибыль от прочих операций. Прибыль от страховой дея ...
Роль, цели, задачи и назначение валютных резервов
Валютные резервы - запасы иностранной валюты и золота, которыми располагают правительственные органы или центральные банки той или иной страны для платежей по международным расчётам, связанным с внешней торговлей, инвестициями и др. операциями. [41, с. 431] Золото, как мировые деньги, играет роль о ...
Формирование платежных поручений на перечисление средств федерального
бюджета
Ответственный исполнитель операционного отдела вводит в базу данных реестровые платежные поручения ГУФК и УФК других регионов, осуществляет разассигнование реестровых платежных поручений по имеющимся в базе данных реестрам ГУФК и УФК других регионов. Операционный отдел осуществляет контроль за пост ...