«Все статьи казенных доходов, в каком бы отдельном управлении они ни состояли и из каких бы источников ни поступали, считать принадлежащими казначейству точно так же. как бы действительно в казначействе они находились. Никакая выдача, никакое сверхштатное назначение из них не должно быть произведено иначе, как с предварительным согласием министра финансов, и по тем же самым правилам, по коим чиниться имеют все расходы казначейства».
В 1821 г. Александром 1 в составе Министерства финансов был учрежден департамент Государственного казначейства, который просуществовал до 1 ноября 1918 г., когда и был упразднен по декрету СНК РСФСР и слит с Народным банком РСФСР. Таким образом были совмещены функции казначейства и центрального эмиссионного органа в целях проведения политики тотального планового руководства экономикой.
Развитие рыночных процессов в современной российской экономике сопровождалось разрушением централизованной государственной банковской системы и образованием большого количества разрозненных коммерческих банков. В этот период Банк России, сосредоточив усилия на вопросах организации денежно-кредитного обращения, значительно снизил приоритетность вопросов исполнения бюджетов всех уровней. Вследствие этого был ослаблен банковский учет бюджетных средств, а коммерчески» банки на местах не только устранились от контроля за использованием бюджетных средств, но и были заинтересованы в отсутствии такого контроля.
В сфере расходов бюджетов всех уровней действующая система допускала оперативное фиксирование денежных средств лишь на стадии перечисления со счетов финансовых органов на счета главных распорядителей бюджетных средств и не позволяла оперативно получать информацию о кассовых расходах и перечислении этих средств по назначению, а следовательно, не могла эффективно контролировать данные операции.
Утрата государственного контроля за поступлением и расходованием средств бюджетов различных уровней, отсутствие детального учета этих средств привели к ослаблению бюджетной .дисциплины.
Бюджетная дисциплина - обязательный для всех предприятий, учреждений и организаций, а также должностных и физических лиц строгий порядок своевременного и полного внесения всех платежей в бюджет и целесообразного расходования бюджетных средств в точном соответствии с их назначением.
Кроме того, в условиях острой недостаточности бюджетных средств подобная организация исполнения бюджетов всех уровней не позволяла маневрировать финансовыми ресурсами для наиболее рационального их использования.
Действовавший механизм использования государственных финансовых ресурсов, характерный для бюджетов всех уровней, в переходный период имел следующие недостатки:
• был слабо адаптирован к современным экономическим условиям;
• был не способен обеспечить «прозрачность» бюджета и эффективный контроль за целевым и рациональным использованием бюджетных средств;
• имел многоступенчатую структуру;
• характеризовался низкой оперативностью и раздробленностью;
• не позволял определить величину кассовых расходов и совершать разумный маневр государственными, финансовыми ресурсами в условиях их дефицитности и создавал возможность их нецелевого использования.
Еще о комерческих банках:
Виды дистанционного банковского обслуживания
Технологии ДБО можно классифицировать по типам информационных систем (программно-аппаратных средств), используемых для осуществления банковских операций: 1. Системы «Клиент-Банк» (PC-banking, remote banking, direct banking, home banking) Системы, доступ к которым осуществляется через персональный к ...
Национальный банк Республики Беларусь, его функции и
задачи
Национальный банк Республики Беларусь - Центральный банк Республики Беларусь, находится в собственности Республики Беларусь и действует исключительно в интересах Республики Беларусь. Национальный банк Республики Беларусь регулирует денежное обращение, обладает исключительным правом эмиссии денег и ...
Политика управления валютными резервами в кратко- и
среднесрочном периоде и ее эффект
Важную роль в развитии международных экономических отношений Молдовы играет финансовое регулирование внешнеэкономических связей через формирование и использование валютных резервов. В условиях либерализации внешнеэкономической деятельности основная масса валютных поступлений находится в собственнос ...