Учитывая развивающийся характер российской экономики, вопросы исследования банковских кризисов будут еще долго оставаться актуальной темой для исследования.
Банковский кризис характеризуется резким увеличением доли сомнительной и безнадежной задолженности в кредитных портфелях банков, ростом их убытков в связи с переоценкой непокрытых рыночных позиций, уменьшением реальной стоимости банковских активов. Все это ведет к массовому ухудшению платежеспособности банков и отражает неспособность банковской системы осуществлять эффективное распределение финансовых ресурсов. Статистически снижение эффективности распределения ресурсов наиболее отчетливо проявляется в увеличении доли просроченных кредитов в общем объеме банковских кредитов. Основным сигналом является возникновение кризиса ликвидности, который не только может поражать ограниченное число неплатежеспособных банков, но и захватывать стабильные банки.
Банки, как правило, предусматривают определенные потери в своем портфеле активов. Однако никогда не было и не будет абсолютно безопасных кредитов, выдаваемы частному сектору, поскольку существует проблема асимметричных потоков информации. Солидные и платежеспособные банки покрывают эти убытки за счет заранее созданных рисковых резервов. Банки рассчитывают степень риска по каждой статье активов и создают соответствующие фонды для компенсации ожидаемых потерь. Определение степени риска не возврата кредитов и принятие превентивных мер является обязательным условием нормального функционирования банков.
Плохое управление и (или) негативные внешние факторы могут привести к кризису банка, который становится явным, когда существующие резервы и капитальная база не могут покрыть все убытки по статьям активов. В этом случае акционеры теряют свои первоначальные вложения, и требуется дополнительное финансирование для покрытия всех убытков [16, c. 401].
Опыт зарубежных стран и Российской Федерации показывает, что банковские кризисы отражают сложный процесс приспособления банковских систем к новым макроэкономическим условиям.
Либерализация внешнеэкономических отношений и отсутствие макроэкономического регулирования банковского сектора в развитых и развивающихся странах, глобализация финансового рынка, рыночные реформы в странах с переходной экономикой - перечисленные процессы развивались достаточно болезненно, повышая на первых этапах макроэкономическую неустойчивость и несбалансированность экономики, что отрицательно сказываясь на состоянии банковских балансов. На фоне возросшей неустойчивости банковской системы оказались крайне восприимчивы к таким традиционным факторам банковских кризисов, как экономический спад, потрясения в реальном секторе экономики.
Спад производства, ухудшение платежеспособности предприятий-заемщиков банков являются традиционной причиной банковских кризисов. Степень влияния кризиса в экономике на банковскую систему зависит от многих факторов. Однако важно выделить базисную причину - состояние самой банковской системы к началу экономического кризиса. Речь идет, прежде всего, о ликвидных позициях банков, о том, насколько их обязательства обеспечены собственным капиталом, каково качество их кредитного портфеля.
Еще о комерческих банках:
Разработка проекта реинжиниринга бизнес-процесса
взыскания кредитной задолженности
Процесс взимания кредитной задолженности является главным этапом всего процесса кредитования. Исходя из анализа данного процесса (см. п. 2.3.2), с целью устранения недостатков, улучшения качества работы банка и гарантированности получения прибыли можно предложить проект реинжиниринга данного бизнес ...
Понятие коммерческого банка, его устройство и функции
Термин "коммерческий банк" означает "деловой" характер банка, т.е. коммерческий банк - это банк, обслуживающий все виды хозяйственной деятельности на коммерческих принципах. Коммерческие банки относятся к особой категории деловых предприятий, называемых финансовыми посредниками. ...
Обоснование выбора организационной формы казначейского исполнения бюджета
субъекта Российской Федерации
В настоящее время Бюджетный кодекс Российской Федерации оставляет выбор организационной формы казначейского исполнения соответствующего бюджета за органом исполнительно власти субъекта Федерации и главами местного самоуправление Установлено, что субъекты Федерации в целях собственной бюджетной поли ...