Коммерческие банки на рынке ценных бумаг могут выступать в качестве эмитентов ценных бумаг, посредников при операциях с ценными бумагами и совершать операции с ценными бумагами от своего имени с целью получения дохода. Научно обоснованное управление операциями с ценными бумагами, позволяет повысить финансовую устойчивость банка в целом и способствует накоплению дополнительных финансовых резервов.
Ценные бумаги, выпускаемые коммерческими банками, можно разделить на две основные группы:
· акции и облигации;
· сберегательные и депозитные сертификаты, векселя.
Выпуская собственные акции, коммерческие банки выступают преимущественно в качестве акционерного общества, а не финансово-кредитного учреждения.
Эмитируя и обслуживая векселя, сберегательные и депозитные сертификаты, коммерческие банки выполняют одно из своих основных предназначений – аккумуляцию денежных и создание платежных средств.
Выступая в качестве посредников в операциях с ценными бумагами, коммерческие банки по поручению предприятий, выпустивших акции, осуществляют их продажу, перепродажу, хранение и получение дивидендов по ним, получая комиссионное вознаграждение.
На комиссионных же началах коммерческие банки по договоренности с организациями, выпустившими облигации и другие ценные бумаги, могут взять на себя их продажу, перепродажу, или получение дохода по ним.
Банки могут принимать от заемщиков ценные бумаги в качестве залога по выданным ссудам. Порядок получения дохода по ценным бумагам в период действия залога определяется в кредитном договоре, заключаемом между ссудозаемщиком и банком.
Все операции коммерческих банков с ценными бумагами можно сгруппировать следующим образом:
1. Собственные сделки банков с ценными бумагами:
· инвестиционные;
· торговые.
2. Гарантийные операции банков.
Под инвестиционным портфелем понимается некая совокупность ценных бумаг, принадлежащих физическому или юридическому лицу, выступающая как целостный объект управления. При формировании портфеля и в дальнейшем изменяя его состав и структуру, менеджер-управляющий формирует новое инвестиционное качество с заданным соотношением риск/доход. Новый портфель представляет собой определенный набор из корпоративных акций, облигаций с различной степенью обеспечения и риска и бумаг с фиксированным доходом, гарантированным государством, то есть с минимальным риском потерь по основной сумме и текущих поступлений.
Смысл портфеля – улучшить условия инвестирования, придав совокупности ценных бумаг такие инвестиционные характеристики, которые недостижимы с позиции отдельно взятой ценной бумаги и возможны только при их комбинации, это в свою очередь является одним из условий обеспечения финансовой устойчивости коммерческого банка.
Тип портфеля – это его инвестиционная характеристика, основанная на соотношении дохода и риска. При этом важным признаком при классификации типа портфеля является то, каким способом, при помощи какого источника данный доход получен: за счет роста курсовой стоимости или текущих выплат – дивидендов, процентов (рис.5).
Портфель роста формируется из акций компаний, курсовая стоимость которых растет. Цель данного типа портфеля – рост капитальной стоимости портфеля вместе с получением дивидендов. Темпы роста курсовой стоимости совокупности акций, входящих в портфель, определяют виды портфелей, составляющие данную группу.
Портфель агрессивного роста нацелен на максимальный прирост капитала. В состав данного типа входят акции молодых, быстрорастущих компаний. Инвестиции в портфель являются достаточно рискованными, но вместе с тем могут приносить самый высокий доход.
Портфель консервативного роста является наименее рискованным. Он состоит в основном из акций крупных, хорошо известных компаний, характеризующихся хотя и невысокими, но устойчивыми темпами роста курсовой стоимости. Инвестиции такого портфеля нацелены на сохранение капитала.
Еще о комерческих банках:
Возвратность кредита
Этот принцип выражает необходимость своевременного возврата полученных от кредитора финансовых ресурсов после завершения их использования заемщиком. Он находит свое практическое выражение в погашении конкретной ссуды путем перечисления соответствующей суммы денежных средств на счет предоставившей е ...
Основные финансовые показатели АО «Банк ЦентрКредит»
Акционерное Общество «Банк ЦентрКредит» создано 19 сентября 1988 года и является одним из первых коммерческих банков Казахстана. Клиентами банка являются более 64 тыс. юридических лиц, более 780 тыс. физических лиц. На 1 января 2008 г. филиальная сеть банка составила 20 филиалов и 185 структурных п ...
Виды банковского процента, теории процента
Процент выступает в виде денежного платежа и используется в качестве орудия регулирования денежного обращения, развития коммерческого расчета, является инструментом экономического воздействия на заемщика и кредитора. При этом можно выделить следующие основные виды процента за кредит (табл. 1.1.) [1 ...