1) соответствие законодательству Российской Федерации норм и требований, устанавливаемых стандартами;
2) преемственность работ по стандартизации банковских технологий, базирующаяся на действующей нормативной базе и рациональном сочетании преемственности и обновления;
3) согласованность работ по стандартизации в банковском деле с заинтересованными государствами;
4) расширение использования международного опыта в отечественной практике;
5) обязательности и добровольности в применении стандартов.
При этом определяются виды стандартов и сфера их действия, структура и состав массива (фонда) стандартов в банковском деле, их основное содержание с учетом государственной и отраслевой стандартизации. Разработка стандартов проводится союзами и ассоциациями кредитных организаций и касается таких аспектов, как внутрибанковские проценты, работы и процедуры, а также оказываемые услуги.
Усиление воздействия стандартизации, на качество банковского дела возможно на основе, во-первых, регламентации прав участников банковских технологий и разграничения их функции а во-вторых, сертификации и классификации банковской деятельности.
Принципиальные основы формирования массива (фонда) нормативных документов в области банковского дела предполагают:
1) системность и взаимосвязь внутри фонда стандартов, соответствие норм, регламентируемых стандартами, законодательству России и согласованность с инструкциями Банка России;
2) комплексность стандартизации, Т.е. охват нормативными документами по стандартизации всех объектов, по всем уровням разукрупнения, по всем аспектам и стадиям жизненного цикла;
3) социальную и экономическую значимость устанавливаемых стандартами норм и требований;
4) согласованность действий при принятии норм и требований, их однозначность;
5) оптимальность и объективность устанавливаемых стандартами норм и требований, включая возможность их проверки, а также возможность их обновления.
В рамках Российской Федерации приняты два закона:. «О банках и банковской деятельности» и «О Центральном Банке России». К сожалению, в них присутствуют весьма расплывчатые и неоднозначные формулировки в части нормативного и метрологического обеспечения банковской деятельности, объектов, аспектов их сертификации. С другой стороны, законодательное введение государственного метрологического контроля и надзора за банковскими и налоговыми операциями без системы взаимоувязанных нормативов невозможно в принципе. Упорядочение, нормирование и стандартизация прежде всего необходимы, в области информационных технологий, при ведении баз данных и передаче информации, а также при технической защите ее от помех и несанкционированного доступа.
Весьма развитая практика международной и зарубежной стандартизации в данной области свидетельствует о пристальном внимании к ней и поддержке со стороны как общественности, так и правительства.
В настоящее время международная стандартизация по стандартизации (ISO) объединяет усилия заинтересованных финансовых кругов и стандартизатoров промышленно развитых зарубежных стран в рамках постоянно действующего технического комитета Т90/ТС-68 «Банковское дело и соответствующие финансовые операции». Разработка международных стандартов осуществляется в рамках четырех подкомитетов (<<Банковские операции и процедуры», «Ценные бумаги», «Обмен информацией», «Карточки финансовых операций и соответствующие носители информации»).
Еще о комерческих банках:
Порядок выплаты доходов учредителю управления ОФБУ
Доходы (прибыль), полученные Доверительным управляющим по Договору доверительного управления, рассчитываются как пропорциональная часть суммы доходов (прибыли) ОФБУ по балансу ОФБУ, исходя из причитающейся Учредителю управления доли в составе ОФБУ. Текущая стоимость активов ОФБУ рассчитывается ежед ...
Внедрение инноваций в сфере
банковских услуг
Для расширения банковских услуг можно предложить следующие направления разработки и внедрения инновационных услуг. Транзакционные услуги. Обслуживание счетов через Интернет принципиально не отличается от дистанционного управления счетами в системах "банк-клиент" (открытие, закрытие счетов ...
Этапы внедрения системы единого казначейского счета
Концепция функционирования единого казначейского счета может быть реализована при условии создания автоматизированной интегрированной казначейской системы и повсеместного перевода учреждений Центрального банка РФ, органов казначейства и налоговых органов на электронные платежи. Внедрение системы ед ...