Именно в этих случаях возникает опасность неконтролируемого вывода капитала за пределы РФ. Практика показывает, что в период финансового кризиса объем внешне-торговых операций, связанных с неконтролируемым вывозом капитала за границы РФ, может возрасти.
При этом необходимо уделять внимание не только клиентам, осуществляющим внешнеэкономические операции с представителями вышеуказанных стран. Так, по мнению главы МВД России – Рашида Нургалиева трансграничные организованные преступные группировки могут использовать даже возможные прорехи в Таможенном союзе: Белоруссии, Казахстана и России[2].
Как показывает практика, к наиболее распространенным ошибкам относятся:
Выявление проверяющими операций, информация о которых не направлялась в СМБО;
Описание критериев на основании которых банк квалифицировал операции в качестве подозрительных в поле «Descr» не соответствовало коду признака, указанному в другом поле ОЭС;
Наличие на обслуживании в филиале клиентов – физических лиц, осуществляющих операции в крупных объемах, информация о которых направляется в Росфинмониторинг, свидетельствует о необходимости усиления контроля над такими клиентами.
Следует отметить, что в настоящее время в Государственной Думе обсуждается документ, который предоставит банкам возможность закрывать счета клиентов при осуществлении ими подозрительных операций. Вступление в силу указанного документа не только будет полностью соответствовать требованиям FATF, но и существенно облегчит взаимодействие банков с клиентами, т.к. отпадет необходимость использовать различного рода обходные маневры: от уговоров до установления заградительных тарифов на продолжение обслуживания.
Соблюдение требований Банка России к обучению персонала по ПОД/ФТ. При проведении мониторинга данного направления следует обращать особое внимание прежде всего на следующие факты:
Наличие в филиале (Дирекции Головного офиса) утвержденных планов обучения персонала и перечня подразделений, сотрудники которых должны пройти обучение;
Выполнение требований по проведению всех видов инструктажей и проверок знаний
Наличие у Ответственного сотрудника филиала (подразделения Головного Офиса) и в Управлении персонала документов, подтверждающих прохождение сотрудниками всех видов обучения и проверки знаний Подтверждение факта наличия оригинала (копии) документа в личном деле сотрудника.
Как показывает практика, наиболее распространенными ошибками в данном направлении являются:
Отсутствие в перечне структурных подразделений Головного офиса или филиала Банка, сотрудники которых должны пройти обучение по ПОД/ФТ (Кредитная дирекция, Казначейство, Управляющий филиалом, юрисконсульт);
Несвоевременное внесение изменений в перечень структурных подразделений филиала, сотрудники которых должны пройти обучение по ПОД/ФТ, отражающих изменение организационно-штатной структуры филиала;
Осуществление плановых инструктажей и проверок знаний, не включенных в ежегодный план обучения; Несоблюдение плана обучения в части тематики обучающих мероприятий;
Проведение вводного инструктажа значительно позднее даты приема сотрудника на работу;
Отсутствие в личных делах сотрудников документов, подтверждающих прохождение инструктажей по ПОД/ФТ.
Завершающим этапом мониторинга является комплексная оценка деятельности филиала по рассматриваемому направлению. В ряде кредитных организаций применяется метод скоринга при котором филиалу (структурному подразделению) проставляется оценка от 1 до 10 баллов.
Оf = å(Оn*Kn)*D, где
Оf – итоговая оценка филиала;
Оn – оценка филиала по конкретному направлению мониторинга
Кn – весовой коэффицент, определяющий долю значения оценки по конкретному направлению мониторинга
D - коэффициент дисконта, понижающий общую оценку при применении к Банку мер воздействия со стороны Банка России или других государственных надзорных органов по результатам ранее проведенных проверок филиала.
D = 0,7 - в случае, если по результатам проверки филиала территориальным учреждением Банка России к Банку применены штрафные санкции;
D = 0,8 - в случае, если по результатам проверок филиала территориальным учреждением Банка России или иных государственных органов получено предписание о принятии мер по устранению допущенных нарушений;
D = 1 - во всех остальных случаях.
При проставлении оценки филиалы и подразделения банка могут быть подразделены на группы.
Филиалы и подразделения с высоким уровнем риска выявления нарушений по ПОД/ФТ. Оценка по направлению 0-4 балла.
Филиалы и подразделения со средним уровнем риска. Оценка по направлению 5-8 баллов.
Филиалы и подразделения с низким уровнем риска. Оценка по направлению 9– 10 баллов.
Проставление каждому филиалу (структурному подразделению Головного офиса) оценки (по методике приведенной в прилагаемой таблице) на основе данных мониторинга позволит СВК в будущем сконцентрировать контрольные усилия на наиболее высокорисковых подразделениях по порядку организации работы по ПОД/ФТ.
Еще о комерческих банках:
Основных направлений развития стандартизации в банковском деле
Можно выделить следующие направления стандартизации банковского дела в нашей стране: 1) классификация и кодирование, унифицированные формы документов (общесоюзный классификатор платежного оборота, общесоюзный классификатор денежного обращения, общероссийский классификатор унифицированных систем док ...
Степень монополизации
Монопольное положение страховщиков на рынке рассчитывается при помощи нахождения удельного веса субъекта хозяйствования в общем объеме оказанных услуг: (4) где — доля i-го (по номеру) страховщика на страховом рынке; Qi — объем товаров и услуг i-го страховщика. Обычно используют так называемый коэфф ...
Страхование автотранспортных средств граждан
На страхование принимаются: ● автотранспортные средства, подлежащие регистрации органами ГИБДД: автомобили, в том числе с прицепами промышленного производства; мотоциклы, мотороллеры, мотоколяски, снегоходы, мопеды с рабочим объёмом двигателя не менее 49,8 см3;[12] ● водный транспорт, п ...