Банковский мониторинг порядка организации работы по противодействию легализации доходов

Экономика » Банковский мониторинг порядка организации работы по противодействию легализации доходов

Страница 1

Актуальность улучшения работы подразделений банка по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ) обусловлена рядом причин, в том числе и тем, что одной из основных целей модернизации регулирования экономики в нашей стране на ближайшие годы объявлена полномасштабная борьба с коррупцией и преступностью.

Отмечается тот факт, что в 2010 году России уже достигнуты определенные успехи в деле борьбы с коррупцией и ПОД/ФТ. Так силами МВД РФ в Москве пресечена деятельность крупнейшей за последнее время преступной группы через которую, начиная с 2007 года прошло более 30 миллиардов рублей, 440 миллионов долларов США и 123 миллиона евро. В схеме принимали участие три коммерческих банка и ряд фирм – однодневок. При этом организаторы заработали на этом более 1,4 миллиардов рублей. Необходимо обратить особое внимание на тот факт, что все еще сильны послабления со стороны Банка России по отношению к учреждениям – отмывающим средства. Банки, которым предстоит лишение лицензий, предоставляется регулирующими органами достаточно времени для распоряжения средствами - выплаты премиальных руководству, выводу средств со счетов. Это и стало одной из причин того, что в докладе Государственного Департамента США Россия была отнесена к злостным «прачечным».

Проблема участия банков в ПОД/ФТ носит не только российский, но и международный характер. Так, в Австрии разгорелся громкий скандал из-за того, что несколько крупных банков заподозрены в участии в преступной схеме, с помощью которой калабрийская мафия отмыла 2 миллиарда евро. В ее организации использовались счета в Bank Austria Creditanstalt, Raiffeisen Zentralbank, Anglo-Irish Bank и в некоторых других финансовых учреждениях. Даже в США нашелся банк «Wachovia» который выплатил властям штраф в размере 160 миллионов долларов, признавшись в отсутствии надлежащего контроля за валютными операциями и отмыванием средств в филиалах Мексики.

Дополнительным фактором обуславливающим целесообразность перманентного мониторинга работы по ПОД/ФТ является то, что в соответствии с Положением ЦБ РФ от 16.12.2003 № 242-П одной из целей деятельности СВК является «Исключение вовлечения кредитной организации и участия ее служащих в осуществлении противоправной деятельности, в том числе легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма».

Практика показывает, что из рисков с которыми сталкиваются подразделения банка при проведении мониторинга деятельности по ПОД/ФТ особого внимания заслуживают правовой, операционный и аудиторский риски.

Целями мониторинга являются:

- усиление контроля СВК за порядком организации работы в Банке по ПОД/ФТ в соответствии с требованиями нормативных и распорядительных документов Банка России и иных Федеральных органов;

- оценка порядка организации работы в филиалах Банка по ПОД/ФТ и разработка предложений по его совершенствованию;

- классификация филиалов и структурных подразделений банка на группы риска и концентрация контрольных усилий УВК на деятельности наиболее рискованных филиалов.

Метод проведения мониторинга: выборочная проверка с получением от подразделений Банка необходимой документации в соответствии с письменными запросами СВК и возможностью выезда на место проведения проверки (филиал, структурное подразделение Головного офиса Банка).

Субъекты мониторинга: сотрудники структурных подразделений Банка, включая филиалы Банка, служба мониторинга банковских операций (СМБО), управление по работе с персоналом, иные структурные подразделения Банка.

Объекты мониторинга: положения о филиалах и структурных подразделениях Банка, должностные инструкции сотрудников, личные дела сотрудников Банка, квартальная и годовая отчетность филиалов и СМБО по ПОД/ФТ, заключения (справки, акты, выписки из указанных документов) внешних и внутренних контролирующих органов, досье и журналы, отчеты по электронным сообщениям и извещения об их получении, первичные, включая кассовые документы, информация получаемая из ИСУБД «Новая Афина», иная документация.

При наличии временного ресурса проверяющего контролируется также порядок организации работы по ПОД/ФТ в дополнительных офисах филиала.

Направления мониторинга:

Организация в Банке системы внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ.

Реализация сотрудниками Банка принципа «Знай своего клиента».

Полнота и своевременность выявления операций, подлежащих обязательному контролю, своевременность направления сообщений о них в СМБО и Банк России.

Полнота выявления подозрительных операций.

Соблюдение требований Банка России к обучению персонала по ПОД/ФТ.

1. Организация в Банке системы внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ. При проведении мониторинга данного направления аудиторам целесообразно обратить внимание прежде всего на:

Согласование правил по ПОД/ФТ не только с Банком России и Росфинмониторингом, но и с ФСФР. Это стало особенно актуально с 4 квартала 2009 года,. так как в течение последнего полугодия отказ в согласовании правил получили 118 банков, в том числе и такие крупные, как: ВТБ-24, Газпромбанк, Альфа-Банк. Перед указанными кредитными организациями возникла угроза лишения лицензий на работу с ценными бумагами и соответственно ухода с фондового рынка России.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще о комерческих банках:

Управление финансовой устойчивостью операций с ценными бумагами
Коммерческие банки на рынке ценных бумаг могут выступать в качестве эмитентов ценных бумаг, посредников при операциях с ценными бумагами и совершать операции с ценными бумагами от своего имени с целью получения дохода. Научно обоснованное управление операциями с ценными бумагами, позволяет повысить ...

Анализ эффективности лизинговых операций
Проанализируем наиболее выгодные варианты: что выбрать – лизинг или кредит. Множество компаний после анализа эффективности лизинга и кредита выбирают лизинг. Эффективность финансовой аренды доказана многолетней практикой и точными расчетами. Когда необходимо провести сравнение кредита и лизинга, ча ...

Организация работы по доведению бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств до распорядителей средств
Доведение показателей плана финансирования расходов федерального бюджета (росписи расходов) и лимитов бюджетным обязательств до распорядителей и получателей средств федерального бюджета по показателям ведомственной, функциональном и экономической классификации бюджетной классификации pacходов Росси ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.supremebank.ru