Банковский мониторинг порядка организации работы по противодействию легализации доходов

Экономика » Банковский мониторинг порядка организации работы по противодействию легализации доходов

Страница 2

Соответствие внутренних нормативных документов филиалов и СМБО, а также реальной банковской практики требованиям Банка России;

Наличие в положениях о подразделениях функций по ПОД/ФТ и должностных инструкциях сотрудников функций по ПОД/ФТ. Целесообразность такой рутинной проверки обусловлена стремлением минимизировать риски некомпетентности, нерадивости и нечестности исполнителей;

Своевременность представления и достоверность информации филиала и структурного подразделения Банка, включаемой в квартальную и годовую отчетность по ПОД/ФТ. Своевременность ответов на запросы СМБО и Банка России;

Выполнение подразделениями филиала требований по получению и использованию шифровальных ключей для передачи информации в СМБО и Росфинмониторинг.

Как показывает практика, наиболее распространенными ошибками по данному направлению является невыполнение требований Положений Банка России № 321-П, в том числе:

Отсутствие приказа о назначении исполняющего обязанности ответственного сотрудника банка в период его отпуска;

Отсутствие документа, регламентирующего порядок хранения и использования носителей ключей аутентификации;

Несоответствие порядка хранения секретных ключей внутренним нормативным документам Банка;

Отсутствие списка лиц, имеющих доступ к носителям секретных ключей и ключей шифрования, с указанием конкретной информации по каждому лицу;

Предоставление доступа к ключам КА и шифрования сотрудникам банка, не включенным в утвержденные Правлением Банка списки лиц, имеющим право пользования ключами.

2. Реализация сотрудниками Банка принципа «Знай своего клиента». При проведении мониторинга данного направления следует обратить внимание, прежде всего на следующие факторы:

Идентификация клиентов работниками филиала, в том числе и при осуществлении клиентами операций с наличной валютой и чеками.

Меры, предпринятые работниками филиала для своевременного установления и идентификации выгодоприобретателей, информирования СМБО о невозможности ее осуществления.

Порядок ведения и своевременность пересмотра анкет клиентов;

Полнота фиксирования сведений негативного характера, получаемых в ходе изучения клиента, в том числе о случаях отказа от совершения операций.

Полнота и достоверность отражения в платежной документации клиентов их паспортных и иных данных в соответствии с требованиями Закона № 275-ФЗ. .

Проведение проверок в более, чем 30 филиалах банков группы ВТБ показало, что центрами сосредоточения риска в рассматриваемом направлении являются:

Не проведение идентификации выгодоприобретателей;

Неполное или неверное заполнение анкет;

Неустановление высокого риска клиентам при имеющихся на это основаниях;

Отражение не всех оснований, в соответствии с которыми был установлен высокий уровень риска;

Невнесение в анкеты клиентов изменений при наличии в филиале сведений об изменении идентификационных данных;

Нахождение в юридических делах клиентов, документов удостоверяющих личность, не заверенных должным образом;

Отсутствие в юридических делах клиентов документов, подтверждающих проведение проверки наличия органов управления юридического лица по заявленному клиентом адресу, что свидетельствует о формальном характере проведения проверки.

Следует согласиться с мнением директора департамента финансового мониторинга Банка России - Е.И.Ищенко, подчеркнувшей, что действующее законодательство создает правовой риск банковским учреждениям. Так клиенты не обязаны предоставлять документацию, характеризующую их сферу деятельности, объемы и характер совершаемых операций, контрагентов и партнеров[1]. При этом клиент может подать в суд на кредитную организацию, обвиняя ее в превышении полномочий при запросе документов, перечень которых не определен законом. Соответственно возникает необходимость внесения поправок в закон № 115-ФЗ, с целью регулирования прав, обязанностей и системы взаимодействия клиентов и банков.

3. Полнота и своевременность выявления операций, подлежащих обязательному контролю (ООК):

Порядок организации работы в филиале по выявлению ООК;

Достаточность функциональных возможностей программного обеспечения используемого в банке для предоставления сотрудникам филиалов и подразделений возможности своевременно выявлять ООК;

Наличие у каждого сотрудника филиала или структурного подразделения на рабочем столе ПК «черного списка» клиентов;

Своевременность выявления ООК, включая операции с кодом 7001 и направления информации о них в СМБО;

Выявление фактов позднего направления в СМБО сообщений об ООК;

Полнота и достоверность информации включенной в ОЭС об ООК;

Наличие в филиале предусмотренных нормативными документами журналов по выявлению ООК и порядок их заполнения;

Выявление причин несвоевременного направления СЭД об ООК в СМБО.

К наиболее часто встречающимся ошибкам по данному направлению относятся:

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще о комерческих банках:

Хеджирование
Хеджирование – это метод страхования валютных рисков от неблагоприятных изменений цен на любые товарно-материальные ценности. Контракт на страхование называется хедж. Существуют две операции хеджирования: на повышение, на понижение. Хеджирование на повышение, или хеджирование покупкой – это биржева ...

Организация прохождения средств федерального бюджета до получателя
Существуют две схемы прохождения средств федерального бюджета до получателей бюджетных средств и поставщиков товаров, работ и услуг этим организациям. Лицевой счет - это счет аналитического учета, предназначенный для отражения расчетов предприятий с отдельными поставщиками. покупателями и подотчетн ...

Проблемы учета капитала
Для отражения капитала банка в бухгалтерском учете предназначен раздел бухгалтерского баланса «Капитал и фонды». Данный раздел объединяет ряд пассивных счетов, на которых учитываются суммы поступлений в уставный капитал банков в зависимости от правовой формы их создания и источников формирования ка ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.supremebank.ru