Анализ законодательной и нормативной базы позволил решить
принципиальные недостатки в регулировании фондовой деятельности
российских коммерческих банков:
1. В законодательстве не сформулирован однозначный подход к понятию
ценной бумаги, основанный на сущности данного инструмента. Фактическое
определение ценных бумаг в Гражданском кодексе дается через перечисление их видов. Отнесение инструмента к ценным бумагам должно осуществляться при наличии у него трех свойств: доходности, обращаемости и ликвидности.
2. При регулировании операций с ценными бумагами в коммерческих банках не учитывается их способность к безналичной эмиссии, в том числе при проведении операций на рынке ценных бумаг. Это проявляется в том, что регулирование их деятельности на фондовом рынке почти не отличается от регулирования операций с ценными бумагами небанковских кредитных
организаций, вследствие чего предъявляемые требования к банкам занижены.
3. Значительная часть установленных банкам и другим кредитным организациям ограничений либо не соответствует своему назначению, либо
легко обходится данными субъектами экономики. Так, например, требование
к существующим более двух лет банкам предоставлять покрытие на сумму
превышения уставного капитала величиной облигационного займа содержит
две принципиальные ошибки:
- во-первых, вместо собственных средств, являющихся амортизатором риска, в расчете берется уставный капитал;
- во-вторых, ухудшаются шансы возврата денежных средств в случае банкротства банка льготным категориям кредиторов (владельцам сберегательных сертификатов и вкладчикам).
Основной блок проблем в этой области законодательства связан с
отсутствием концепции регулирования деятельности банков на фондовом рынке, основанной на понимании сущности банка как эмитента безналичных денег.
Банковский кризис второй половины 1998 г. выявил проблемы
организации банковских операций с ценными бумагами и изменил вектор их
развития. В результате кризиса произошло сужение сферы безналичного денежного обращения, уменьшился кредитный потенциал банковской системы, рынок государственных ценных бумаг был разрушен. Если до 1998 г. развитие финансово-кредитной системы России происходило по германскому пути, то в настоящее время сложились условия, допускающие смену банковской модели. Это связано с утратой банками доминирующего положения в системе финансовых потоков в результате сужения сферы безналичного денежного обращения.
Таким образом, кризис обострил вопрос о необходимости создания
государственной концепции законодательного регулирования деятельности
банков на фондовом рынке.
Рассмотрение влияния ценных бумаг, как формы фиктивного капитала,
на выполнение банком функции эмитента безналичных денег позволило
определить оптимальную форму участия банков в фондовых операциях и
разработать концептуальные основы регулирования их деятельности.
Как было сказано выше, банк является создателем безналичных денег в
процессе кредитования и инвестирования в ценные бумаги. Деньги, возникающие в банковской системе при размещении средств в ценные бумаги или их посредстве менее устойчивы, чем при кредитовании, так как роль «обеспечения» в этом случае играет фиктивный капитал, оторванный от реального капитала.
Еще о комерческих банках:
Факультативное перестрахование
При заключении торговых сделок обычно стремятся заранее выяснить содержание прав и обязанностей сторон и только потом определить условия договора. Из всех видов перестрахования для этих целей лучше всего подходит факультативное. Данный договор касается одного риска в одной сделке. Только оно дает п ...
История, понятие, сущность и задачи страхования в России
Появление страхования на Руси связывают с памятником древнерусского права - “Русской правдой”, которая дает интересные сведения о законодательстве 10-11 веков. Особое значение имеют нормы, касающиеся материального возмещения вреда общиной (вервью) в случае убийства. Например: “Если кто убьет княжес ...
Формирование указаний на перечисление средств федерального бюджета
получателям
На основании проверенных и принятых к исполнению сводных реестров на распределение средств между подведомственными учреждениями и организациями, представленных в казначейство распорядителями средств, либо на основании реестров министерств (ведомств), других прямых получателей средств федерального б ...