Наряду с предотвращением банкротств органы банковского надзора прилагают все усилия для снижения потерь, связанных с банкротствами. Усилия сфокусированы на регулировании показателя отношения собственного капитала банков к их активам. Органы банковского надзора включают в показатель «капитал банков» собственных капитал и другие статьи, которые в случае банкротства ограждают застрахованных вкладчиков от убытков. Требования к размеру капитала представляют собой официальные ограничения на размер активов банка относительно собственного капитала. Эти нормативы устанавливаются в виде минимального отношения собственного капитала к сумме активов.
В соответствии с требованиями к размеру капитала существует два типа, или уровня банковского капитала. Суммарный капитал равен соответственно сумме капитала первого и второго уровня. Капитал первого уровня, или «сердцевинный капитал» - основная часть собственных средств банка. Капитал второго уровня – дополнительный капитал – включает в себя часть резервов для возмещения потерь по ссудам, и субординированный долг.
Регулирующие органы устанавливают требования к размеру капитала в надежде решить три взаимосвязанные задачи, что сделает банковскую систему более стабильной. Первая цель заключается в защите интересов вкладчиков (и более конкретно – создание фондов страховании депозитов) от убытков в случае банкротства банков.
В действительности, это не главная задача ужесточения требований к размеру капитала. Регулирующие органы не гонятся за показателями; банкротство крупного банка будет означать значительные потери застрахованных депозитов независимо от того, составляет ли отношение собственного капитала к активам 5 или 8%. Более важная цель ведения таких требований – стимулировать управляющих банками предпринимать менее рискованные операции. Суть в том, что, если владельцы банка вложат в него большой капитал, их убытки в случае банкротства увеличатся. Следовательно, если более высокие требования к размеру капитала будут «работать», банки сами будут снижать свой риск, в результате чего число банкротств станет меньше.
Третья цель введения более высокого минимального размера капитала состоит в том, чтобы увеличить доверие населения к банковской системе. Регулирующие органы надеются, что если они налагают на банки более высокие требования к размеру капитала, то большее число вкладчиков будет считать банковскую систему устойчивой и не предрасположенной к банкротству. А если достаточно большое число вкладчиков будет разделять это мнение, то вероятность оттока слишком крупных средств из банков станет меньше.
Однако не все экономисты согласны. Что более высокие требования к размеру капитала несомненно служат цели обеспечения большей безопасности банков. Некоторые их них утверждают, что более высокий минимальный размер капитала оказывает обратный эффект. Как утверждают критики введения требований к минимальному размеру банковского капитала, эти требования могут дать владельцам, правлению и вкладчикам банка обманчивое ощущение безопасности. Это может побудить их принимать более высокие риски. В то время как требования к размеру капитала в общем могли уменьшить банковские риски, снижение риска будет значительно меньше, чем могли ожидать органы банковского регулирования.
В условиях необходимости придания нового импульса развитию экономики и структурной перестройки значительное место отводится потенциалу банковской системы. Таким образом, задача повышения эффективности регулирования банков в целях обеспечения их устойчивости приобретает особую актуальность. В этой связи на постоянной основе, усилено и заинтересовано ведутся поиски новых направлений совершенствования регулирования. Можно предположить, что в таких поисках настало время обратить самое серьезное внимание на сферу платежей и расчетов, осуществляемых банками, как потенциальный источник рисков.
Расширение границ регулирования банковской деятельности на сферу платежей и расчетов – это не только «пространственная» экспансия, не просто совершенствование отдельных приемов и подходов в рамках существующей парадигмы регулирования. Расширение информационного поля дает основание для вывода регулирования и надзора как составной части регулирования на новый качественный уровень. При этом важно подчеркнуть, что речь идет не о механическом включении платежных систем в сферу надзора и банковского регулирования, не о подчинении их банковскому надзору.
Еще о комерческих банках:
Место и роль в мировой торговле
В зависимости от места и роли бирж в мировой торговле, выполняемых фикций и ориентации на рынок их принято делить на международное и национальные. Международные биржи представляют собой особый вид постоянно действующего оптового рынка, охватывающий несколько государств, на котором совершаются сделк ...
Направления повышения эффективности депозитарной деятельности ООО
«БММ-Траст»
Вступивший в силу с 02.08.2006 Закон РБ "О хозяйственных обществах", представляет собой не столько новую редакцию Закона об АО, сколько новый подход к регулированию хозяйственных обществ в правовой системе республики. Данным Законом определено обязательное требование для акционерных общес ...
Межбанковский кредит
МЕЖБАНКОВСКИЙ КРЕДИТ - это привлечение и размещение банками между собой временно свободных денежных средств кредитных учреждений. Субъектами кредитных отношений являются банки - коммерческие и центральные. Банки, располагающие свободными кредитными ресурсами, продают их на рынке межбанковских креди ...