В случае, когда ответственное должностное лицо банка принимает решение о признании отраженной в сообщении финансовой операции неподозрительной, запись его решения с обоснованием в обязательном порядке фиксируется в сообщении. При выявлении подозрительной финансовой операции банк определяет свои дальнейшие действия в отношении клиента, которые могут предусматривать, в том числе, прекращение договорных отношений в соответствии с законодательством Республики Беларусь и заключенным с клиентом договором.
Необходимость регистрации банками в специальных формулярах пороговых финансовых операций отменена п. 1.1 Указа № 601. К таким относятся финансовые операции, сумма которых равна или превышает 2 000 базовых величин2 для физических лиц либо равна или превышает 20 000 базовых величин для организаций и индивидуальных предпринимателей, следующих видов:
с наличными денежными средствами;
по банковским счетам и вкладам (депозитам) клиентов;
по международным расчетам и денежным переводам (почтовым, телеграфным, электронным);
с движимым и недвижимым имуществом;
с ценными бумагами;
по займам и кредитам, связанным с международными переводами;
по переводу долга и уступке требования.
Таким образом, с 17 ноября 2008 г. выведены из-под контроля банков пороговые финансовые операции (вклады граждан, расчеты между предприятиями, кредитование реального сектора экономики, операции с кредитными карточками физических лиц, межбанковские операции и др.), обоснованность и законность которых не подвергается сомнению. Данное положение соответствует ст. 9 Закона, которой определен перечень финансовых операций, не подлежащих особому контролю, и установлено, что этот перечень может быть расширен по решению Президента Республики Беларусь.
До вступления в силу Указа № 601 практически каждая финансовая операция банка или его клиента при достижении установленных пороговых величин попадала под особый контроль и сопровождалась представлением сведений о ней в ДФМ. Зачастую это была дублирующаяся и избыточная информация, практически неэффективная для анализа и мониторинга, однако требующая значительных трудозатрат со стороны банков.
Так, по сведениям ДФМ, за январь - сентябрь 2008 г. банки Республики Беларусь представили более 220 тыс. специальных формуляров регистрации финансовых операций, подлежащих особому контролю. Из них 75 % составляют специальные формуляры по финансовым операциям, достигающим установленных пороговых величин.
Специальные формуляры по сомнительным операциям клиентов, вызывающим подозрения в их законности, либо с участием лиц, причастных к террористической деятельности, будут продолжать представляться банками независимо от суммы сделок, что полностью соответствует международным стандартам в данной сфере. Так, Рекомендация 13 ФАТФ предусматривает обязанность финансового учреждения немедленно информировать подразделение финансовой разведки при подозрении или наличии разумных оснований подозревать, что средства являются доходом от преступной деятельности или связаны с финансированием терроризма.
Еще о комерческих банках:
Становление и развитие
банковской системы в Казахстане
В бывшем СССР и соответственно в Казахстане существовала одноуровневая банковская система, которая состояла из Государственного банка, Банка внешней торговли и Строительного банка. Государственный банк был главным банком страны и центром методологического руководства деятельностью денежно-кредитной ...
Анализ современного положения
добровольного медицинского страхования в России и экономическая необходимость
Возникновение и развитие ДМС связано с наличием целого ряда предпосылок. Добровольное медицинское страхование появляется и успешно развивается в условиях, когда возникает необходимость, полной или частичной оплаты медицинских услуг. Если медицинская помощь оказывается бесплатно и полностью финансир ...
Организация прохождения средств федерального бюджета до получателя
Существуют две схемы прохождения средств федерального бюджета до получателей бюджетных средств и поставщиков товаров, работ и услуг этим организациям. Лицевой счет - это счет аналитического учета, предназначенный для отражения расчетов предприятий с отдельными поставщиками. покупателями и подотчетн ...