В случае, когда ответственное должностное лицо банка принимает решение о признании отраженной в сообщении финансовой операции неподозрительной, запись его решения с обоснованием в обязательном порядке фиксируется в сообщении. При выявлении подозрительной финансовой операции банк определяет свои дальнейшие действия в отношении клиента, которые могут предусматривать, в том числе, прекращение договорных отношений в соответствии с законодательством Республики Беларусь и заключенным с клиентом договором.
Необходимость регистрации банками в специальных формулярах пороговых финансовых операций отменена п. 1.1 Указа № 601. К таким относятся финансовые операции, сумма которых равна или превышает 2 000 базовых величин2 для физических лиц либо равна или превышает 20 000 базовых величин для организаций и индивидуальных предпринимателей, следующих видов:
с наличными денежными средствами;
по банковским счетам и вкладам (депозитам) клиентов;
по международным расчетам и денежным переводам (почтовым, телеграфным, электронным);
с движимым и недвижимым имуществом;
с ценными бумагами;
по займам и кредитам, связанным с международными переводами;
по переводу долга и уступке требования.
Таким образом, с 17 ноября 2008 г. выведены из-под контроля банков пороговые финансовые операции (вклады граждан, расчеты между предприятиями, кредитование реального сектора экономики, операции с кредитными карточками физических лиц, межбанковские операции и др.), обоснованность и законность которых не подвергается сомнению. Данное положение соответствует ст. 9 Закона, которой определен перечень финансовых операций, не подлежащих особому контролю, и установлено, что этот перечень может быть расширен по решению Президента Республики Беларусь.
До вступления в силу Указа № 601 практически каждая финансовая операция банка или его клиента при достижении установленных пороговых величин попадала под особый контроль и сопровождалась представлением сведений о ней в ДФМ. Зачастую это была дублирующаяся и избыточная информация, практически неэффективная для анализа и мониторинга, однако требующая значительных трудозатрат со стороны банков.
Так, по сведениям ДФМ, за январь - сентябрь 2008 г. банки Республики Беларусь представили более 220 тыс. специальных формуляров регистрации финансовых операций, подлежащих особому контролю. Из них 75 % составляют специальные формуляры по финансовым операциям, достигающим установленных пороговых величин.
Специальные формуляры по сомнительным операциям клиентов, вызывающим подозрения в их законности, либо с участием лиц, причастных к террористической деятельности, будут продолжать представляться банками независимо от суммы сделок, что полностью соответствует международным стандартам в данной сфере. Так, Рекомендация 13 ФАТФ предусматривает обязанность финансового учреждения немедленно информировать подразделение финансовой разведки при подозрении или наличии разумных оснований подозревать, что средства являются доходом от преступной деятельности или связаны с финансированием терроризма.
Еще о комерческих банках:
Проблемы учета капитала
Для отражения капитала банка в бухгалтерском учете предназначен раздел бухгалтерского баланса «Капитал и фонды». Данный раздел объединяет ряд пассивных счетов, на которых учитываются суммы поступлений в уставный капитал банков в зависимости от правовой формы их создания и источников формирования ка ...
Роль банков в системе международных расчетов
Банки не только выполняют роль посредников между экспортерами и импортерами. В современной международной банковской деятельности банки выполняют функции кредиторов, финансирующих внешнеторговые сделки (банковские кредиты), а также функции контроля и выступают в качестве гарантов в зависимости от ус ...
История рубля
В Новгороде в XIII веке наряду с названием "гривна" стало употребляться название "рубль". Так стали называть новгородскую гривну, которая представляла собой слиток серебра палочкообразной формы, длиной 14-20 см, с одной или несколькими вмятинами на "спинке" и весом при ...