С принятием Указа № 601 возник ряд вопросов, касающихся его применения.
Первый вопрос касался необходимости регистрации банками в специальных формулярах финансовых операций с ценными бумагами, драгоценными металлами и драгоценными камнями, лизинговых операций, достигающих установленных пороговых величин. Предпосылкой этого стал тот факт, что в соответствии со ст. 1 Закона банки в рамках своей профессиональной деятельности могут относиться к следующим видам лиц, осуществляющих финансовые операции:
· профессиональные участники рынка ценных бумаг;
· лица, занимающиеся биржевой деятельностью;
· лица, осуществляющие торговлю драгоценными металлами и драгоценными камнями;
· организации, осуществляющие деятельность по передаче имущества в лизинг.
Письмом Национального банка Республики Беларусь от 30.12.2008 № 21-20/1599 «О непредставлении банками специальных формуляров» была доведена до банков согласованная с Министерством финансов и ДФМ следующая позиция:
Указ № 601 не предусматривает каких-либо изъятий в отношении финансовых операций, не подлежащих регистрации в специальных формулярах. Таким образом, Национальный банк, иные банки, небанковские кредитно-финансовые организации не должны представлять специальные формуляры по условию контроля, определенному абз. 5 ч. 1 ст. 6 Закона, по всем осуществляемым ими операциям, в том числе в рамках профессиональной деятельности по ценным бумагам, операциям с драгоценными металлами и драгоценными камнями, лизинговым операциям.
Второй вопрос заключался в наличии несоответствия Указа № 601 и Инструкции о порядке заполнения, передачи, регистрации, учета и хранения специальных формуляров регистрации финансовых операций, подлежащих особому контролю, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.03.2006 № 367 (далее - Инструкция № 367). С одной стороны, банки не регистрируют в специальном формуляре финансовые операции по пороговому условию контроля, с другой стороны, при регистрации подозрительных финансовых операций, сумма которых достигает установленных пороговых величин, банки в специальных формулярах должны были указывать условие контроля «финансовая операция является одновременно и подозрительной, и пороговой».
В рамках приведения актов законодательства в соответствие с Указом № 601 было принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26.12.2008 № 2032 «О внесении дополнений и изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 марта 2006 г. № 367» (далее - Постановление № 2032).
Согласно п. 1.1 Постановления № 2032 условие 4 особого контроля3 не применяется Национальным банком, иными банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями.
Пунктом 38 Инструкции № 367 определено, что в поле 3.10 «Условие контроля» специального формуляра указывается цифровой код условия, при котором финансовая операция подлежит особому контролю в соответствии со справочником условий особого контроля (приложение 3 к Инструкции). Значение поля включает 4 позиции. Каждая позиция соответствует позиции условия из справочника. В случае наличия условия, при котором финансовая операция относится к операции, подлежащей особому контролю, соответствующая позиция поля принимает значение «1», иначе - «0».
Еще о комерческих банках:
Управление финансовой устойчивостью операций с
ценными бумагами
Коммерческие банки на рынке ценных бумаг могут выступать в качестве эмитентов ценных бумаг, посредников при операциях с ценными бумагами и совершать операции с ценными бумагами от своего имени с целью получения дохода. Научно обоснованное управление операциями с ценными бумагами, позволяет повысить ...
Рейтинговая оценка
деятельности коммерческих банков
Для полноценной оценки финансового состояния банка в рамках внутреннего аудита, для сравнения его работы с деятельностью сходных по потенциалу кредитных организаций, для упрощения контроля со стороны надзорных органов используются различные модификации рейтинговой оценки. В большинстве случаев и в ...
Функции и принципы деятельности коммерческого банка
Банки являются особым типом финансовых посредников, перераспределяющих капиталы между их поставщиками и потребителями. Они имеют следующие основные особенности. Во-первых, как и всякие финансовые посредники, банки производят двойной обмен долговыми обязательствами: они выпускают свои собственные до ...