Новации банковского внутреннего контроля

Экономика » Новации банковского внутреннего контроля

Страница 7

Если физическое лицо действует не от своего имени, например, при осуществлении расчетов наличными денежными средствами согласно п. 6 Инструкции о расчетах наличными денежными средствами, осуществляемых юридическими лицами, их обособленными подразделениями и индивидуальными предпринимателями, путем внесения их непосредственно в кассы банков Республики Беларусь с последующим зачислением на текущие (расчетные) счета получателей, утвержденной Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 16.11.2006 № 183, банк проводит также идентификацию лица, от имени которого действует это физическое лицо, в соответствии со ст. 7 Закона.

С введением такой нормы Указа № 601 остро стал вопрос о действиях банка в случае отказа физическим лицом при совершении финансовой операции представить документ, удостоверяющий личность.

Случаями, когда банк в соответствии с законодательством обязан провести идентификацию клиента, являются, например:

· осуществление финансовых операций, сумма которых равна или превышает 1 000 базовых величин;

· возникновение у банка подозрения, что финансовая операция совершается в целях легализации доходов, полученных незаконным путем, либо финансирования террористической деятельности (исходя из ст. 6 и 7 Закона).

При этом банк проводит идентификацию физических лиц на основании документа, удостоверяющего личность.

Вместе с тем законодательством Республики Беларусь не всегда предусмотрена обязанность лиц, совершающих финансовые операции, представлять документы (сведения), необходимые для их идентификации. Так, п. 5 Правил осуществления валютно-обменных операций с участием физических лиц, утвержденных постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.06.2001 № 170, предусмотрено, что валютно-обменные операции осуществляются без регистрации паспортных данных физических лиц, кроме случаев, когда регистрация паспортных данных необходима для исполнения норм законодательства Республики Беларусь. Инструкцией по выпуску, обращению и погашению депозитных и сберегательных сертификатов, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 27.12.2006 № 219, не предусмотрена обязанность клиентов представлять документы, удостоверяющие личность, при приобретении/погашении сертификатов на предъявителя.

В соответствии со ст. 5 Закона банк вправе отказать лицам, совершающим финансовые операции, в их совершении (за исключением зачисления на счет получателя поступивших денежных средств) в случае непредставления документов, необходимых для регистрации финансовой операции, подлежащей особому контролю. Исходя из ст. 6 Закона таким случаем является возникновение у банка подозрения, что финансовая операция совершается в целях легализации доходов, полученных незаконным путем, либо финансирования террористической деятельности. Во всех остальных случаях для отнесения финансовой операции к подлежащей особому контролю банк предварительно должен располагать идентификационной информацией о клиенте.

С учетом изложенного, при осуществлении финансовых операций, по которым банки должны провести идентификацию их участников, письмом Национального банка Республики Беларусь от 31.12.2008 № 21-20/1600 «Об идентификации физических лиц» банкам рекомендовано действовать в следующем порядке:

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9

Еще о комерческих банках:

Общие положения о расчетах
Расчетными являются правоотношения, возникающие между субъектами хозяйственных обязательств и кредитными организациями, либо между кредитными организациями по поводу платежей за переданные товары, выполненные работы, оказанные услуги.[1] Расчеты – это передача или перевод (через банк, иные кредитны ...

Управление финансовой устойчивостью коммерческого банка, на основе активных и пассивных операций
Как уже было отмечено выше, управление финансовой устойчивостью коммерческого банка обеспечивается управлением банковскими операциями, в частности активными операциями и является одной из наиболее актуальных проблем современной науки банковского дела. Процесс принятия управленческих решений для обе ...

Обработка реестров на перечисление бюджетных средств предприятиям, учреждениям и организациям субъекта Российской Федерации
Финансирование расходов федерального бюджета осуществляется органом казначейства в соответствии с реестрами ГУФК, УФК регионов и сводными реестрами распорядителей средств в установленном порядке. Передача файлов, содержащих указания (реестры) на перечисление средств федерального бюджета министерств ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.supremebank.ru