Особенности теории конкуренции в банковской сфере

Экономика » Особенности теории конкуренции в банковской сфере

Страница 5

В "Энциклопедии банковского дела Украины" конкуренция трактуется как цивилизованная, легализированная форма борьбы субъектов предпринимательства за существование, действенный механизм отбора и регулирования в рыночной экономике.

Характерными чертами конкуренции называют следующие:

— это процесс, где сталкиваются стороны, являющиеся соперниками. Такое соперничество обусловлено относительной ограниченностью природных благ и доступа к ним разных участников социально-экономической жизни, вынужденных превращаться в конкурентов за эти блага и за право на их разработку;

— это конфликтная форма соперничества. Уровень конфликтности может быть разным — от мало- до остроконфликтного, но она обязательно есть. При этом отличия конфликтного соперничества от неконфликтного состоят в следующем: в конфликтном столкновении проявляются противоположность жизненных интересов соперников и невозможность реализовать собственные интересы без ограничения жизненных интересов других участников конфликта, а неконфликтное столкновение не носит принципиального характера; целевые установки, формирующиеся при конфликтном соперничестве, направлены на ослабление и окончательное "подавление" конкурентов ради получения собственных выгод; при конфликтном соперничестве всегда есть устойчивые противоположные последствия для его участников (статус победителя или побежденного и связанные с этим выгоды и, соответственно, потери), которые не могут быть мгновенно преодолены; в конфликтное соперничество двух сторон обязательно втягиваются другие стороны, которые сначала представляют лишь внешнее окружение конкурентов (среду конкуренции); именно конфликтное соперничество может носить затяжной, длительный характер;

— это борьба за что-то определенное, против конкретных соперников и нередко вместе с временными союзниками, конфликты с которыми на этот период сглаживаются и признаются несущественными для достигших согласия сторон.

Рассмотренные особенности присущи и рынку банковских услуг, который является составляющей финансового рынка и подчинен основным законам конкуренции. Современный рынок банковских услуг, как и все другие рынки, представляет собой совокупность условий, на основании которых продавцы (банки) и покупатели (клиенты и партнеры банка) вступают в контакт с целью купли-продажи банковских продуктов и услуг. При этом конкуренция постоянно трансформируется под влиянием процессов в других рыночных секторах, которые тесно взаимосвязаны с банковской конкуренцией, а именно: на рынке производства и услуг, на рынке потребления и услуг, на рынке труда, на рынке информационных технологий, на рынке недвижимости, на финансовом рынке. Поэтому сфера банковской конкуренции в современном понимании очень велика, а конкурентная среда — разнообразна и разнородна.

Конкуренция в банковской сфере — объективное явление эволюции мировой финансово-кредитной системы, обусловленное ростом потребностей общества в капитализации свободных средств. Особенно активно конкурентная борьба ведется на отдельных сегментах рынка банковских услуг, к которым относятся кредитный рынок, рынок ценных бумаг, денежный рынок, депозитный рынок, рынок валют и драгоценных металлов.

В экономической литературе под банковской конкуренцией понимают процесс соперничества банков между собой и с другими финансово-кредитными институтами, в ходе которого они стремятся обеспечить себе ведущие позиции на рынке банковских услуг.

Банковскую конкуренцию рассматривают также как процесс, осуществляемый в динамике соперничества коммерческих банков и других финансово-кредитных институтов, в ходе которого они стремятся обеспечить себе устойчивые конкурентные преимущества на рынке банковских услуг. Этот подход получил отражение в работе А. Падалко, который определил конкуренцию как соперничество рыночных субъектов, заинтересованных в достижении одной и той же цели, что обусловливает необходимость постоянно поддерживать созданный банком образ универсального, с широким спектром предоставления разнообразных услуг населению и индивидуальным подходом к клиентам. Аналогичной точки зрения придерживается и А. Алавердов, который под банковской конкуренцией понимает непрерывный процесс соперничества кредитных учреждений за обеспечение оптимальных условий функционирования на соответствующих сегментах рынка. По своей сути банковские продукты и услуги не имеют конкурентоспособных небанковских заменителей, что делает банковскую сферу более привлекательной для предпринимательства и является фактором развития в ней конкурентных отношений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще о комерческих банках:

Оценка финансового состояния кредитной организации Центральным Банком России
В успешном решении задач эффективного функционирования банковской системы страны большую роль играет система оценки финансового состояния кредитной организации Центральным Банком России (здесь и далее теоретические и практические аспекты экономического состояния будут вестись на основе коммерческог ...

Проблемы и перспективы развития лизинговых отношений в России
Становление лизинга в России можно отнести к началу 90-х годов 20 века, когда рыночная переориентация экономики и внедрение новых форм хозяйствования позволили расширить виды предпринимательской деятельности, в том числе и на основе лизинговых взаимоотношений. До начала 90-х годов в России применял ...

Анализ собственных средств АКБ «Левобережный»
Уставный капитал Банка разделен на определенное число акций. Банк вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу с учетом требований Федерального закона «Об акционерных обществах» и иных правовых актов Российской Федерации. Банк вправе проводить закры ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.supremebank.ru