Особенности теории конкуренции в банковской сфере

Экономика » Особенности теории конкуренции в банковской сфере

Страница 6

В соответствии с концепцией, предложенной А. Смитом, "свободная конкуренция равным образом заставляет всех банкиров проявлять большую предупредительность в их операциях со своими клиентами, чтобы их соперники не отвлекли этих последних к себе". Банковская конкуренция определяет спектр и качество банковских продуктов и услуг, тарифы и качество обслуживания клиентов, стоимость банковских услуг, процентную и дивидендную политику, долю конкурентной позиции на рынке банковских услуг или его отдельных сегментах, особенности маркетинговой политики и т. д. Выдержав жесткую конкуренцию, оставшиеся банки имеют более высокий уровень капитализации, оптимальную организационную структуру, высокий уровень корпоративной культуры, эффективный банковский менеджмент и быстро адаптируются к изменению внешних условий функционирования. По мнению зарубежных и отечественных специалистов, оптимальной формой на рынке банковских услуг с точки зрения здоровой конкуренции является дифференцированная олигополия, при которой компании производят дифференцированные товары.

В докризисный период в Украине стали активно развиваться специализированные небанковские финансово-кредитные институты, которые являются финансовыми посредниками денежного рынка, аккумулируют сбережения и размещают их в доходные активы (в ценные бумаги и кредиты). В связи с этим особое значение приобретает борьба за клиентов (на отдельных сегментах рынка банковских услуг) не только между банками, но и между банками и небанковскими финансово-кредитными учреждениями.

Вместе с эволюцией взглядов на конкуренцию менялись и подходы к ее классификации. Выделяются следующие виды банковской конкуренции:

— внутриотраслевая банковская конкуренция — предусматривает определение уровня специализации банковского учреждения (при условии универсализации банковской деятельности банк имеет возможность диверсифицировать перечень банковских операций и услуг, предоставляя их разным целевым группам и снижая таким образом уровень банковских рисков). Специализированные банки обслуживают меньшее количество отраслей и конкурируют, кроме универсальных банков, только с банками и специализированными небанковскими финансово-кредитными учреждениями, имеющими аналогичную специализацию. Следовательно, интенсивность внутриотраслевой конкуренции зависит от параметров специализации банка, но в каждом случае она ниже, чем у универсальных банков;

— межотраслевая конкуренция, в отличие от внутриотраслевой, разворачивается между субъектами, интересы которых ранее не пересекались, и осуществляется с помощью перетока капитала или функциональной конкуренции;

— региональная конкуренция имеет место в пределах одного региона на всех или отдельных сегментах рынка банковских услуг;

— национальная конкуренция представляет собой соперничество банков и специализированных небанковских финансово-кредитных учреждений в пределах определенной страны на рынке банковских услуг или отдельных его сегментах;

— глобальная конкуренция, в отличие от национальной, охватывает не только национальный рынок, но и мировые финансовые рынки;

— функциональная конкуренция — это конкуренция между разными банковскими продуктами и услугами, которые удовлетворяют потребности определенной группы целевых клиентов, то есть выполняют одну общую функцию (конкуренция субститутов);

— видовая конкуренция имеет место при продаже банковских продуктов или услуг одного вида, которые удовлетворяют потребности определенной группы целевых клиентов, но отличаются друг от друга по какому-то существенно важному параметру;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще о комерческих банках:

Двухуровневая банковская система Российской Федерации
Корни российских банков уводят нас вглубь отечественной истории, в эпоху Великого Новгорода (XII – XV вв.). Уже в то время осуществлялись банковские операции, принимались денежные вклады, выдавались кредиты под залог. Первый в России акционерный коммерческий банк начал свои операции в 1864 г. в г.С ...

Граница капитализации
При характеристике границы капитализации страхового рынка следует учитывать влияние размера страховых компаний на их работу на финансовых рынках в современных условиях и уровень государственных требований к страховщикам. Для исследователей в области финансов и страхования размер компании является ф ...

Авизование аккредитива
Открыв аккредитив, банк отправляет его в банк, указанный заявителем, или в свое отделение, или банку-корреспонденту в стране получателя. Этот промежуточный банк уведомляет получателя об открытии аккредитива. Как отмечалось ранее, существует два способа авизовать аккредитив: 1) без подтверждения, т. ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.supremebank.ru