В соответствии с концепцией, предложенной А. Смитом, "свободная конкуренция равным образом заставляет всех банкиров проявлять большую предупредительность в их операциях со своими клиентами, чтобы их соперники не отвлекли этих последних к себе". Банковская конкуренция определяет спектр и качество банковских продуктов и услуг, тарифы и качество обслуживания клиентов, стоимость банковских услуг, процентную и дивидендную политику, долю конкурентной позиции на рынке банковских услуг или его отдельных сегментах, особенности маркетинговой политики и т. д. Выдержав жесткую конкуренцию, оставшиеся банки имеют более высокий уровень капитализации, оптимальную организационную структуру, высокий уровень корпоративной культуры, эффективный банковский менеджмент и быстро адаптируются к изменению внешних условий функционирования. По мнению зарубежных и отечественных специалистов, оптимальной формой на рынке банковских услуг с точки зрения здоровой конкуренции является дифференцированная олигополия, при которой компании производят дифференцированные товары.
В докризисный период в Украине стали активно развиваться специализированные небанковские финансово-кредитные институты, которые являются финансовыми посредниками денежного рынка, аккумулируют сбережения и размещают их в доходные активы (в ценные бумаги и кредиты). В связи с этим особое значение приобретает борьба за клиентов (на отдельных сегментах рынка банковских услуг) не только между банками, но и между банками и небанковскими финансово-кредитными учреждениями.
Вместе с эволюцией взглядов на конкуренцию менялись и подходы к ее классификации. Выделяются следующие виды банковской конкуренции:
— внутриотраслевая банковская конкуренция — предусматривает определение уровня специализации банковского учреждения (при условии универсализации банковской деятельности банк имеет возможность диверсифицировать перечень банковских операций и услуг, предоставляя их разным целевым группам и снижая таким образом уровень банковских рисков). Специализированные банки обслуживают меньшее количество отраслей и конкурируют, кроме универсальных банков, только с банками и специализированными небанковскими финансово-кредитными учреждениями, имеющими аналогичную специализацию. Следовательно, интенсивность внутриотраслевой конкуренции зависит от параметров специализации банка, но в каждом случае она ниже, чем у универсальных банков;
— межотраслевая конкуренция, в отличие от внутриотраслевой, разворачивается между субъектами, интересы которых ранее не пересекались, и осуществляется с помощью перетока капитала или функциональной конкуренции;
— региональная конкуренция имеет место в пределах одного региона на всех или отдельных сегментах рынка банковских услуг;
— национальная конкуренция представляет собой соперничество банков и специализированных небанковских финансово-кредитных учреждений в пределах определенной страны на рынке банковских услуг или отдельных его сегментах;
— глобальная конкуренция, в отличие от национальной, охватывает не только национальный рынок, но и мировые финансовые рынки;
— функциональная конкуренция — это конкуренция между разными банковскими продуктами и услугами, которые удовлетворяют потребности определенной группы целевых клиентов, то есть выполняют одну общую функцию (конкуренция субститутов);
— видовая конкуренция имеет место при продаже банковских продуктов или услуг одного вида, которые удовлетворяют потребности определенной группы целевых клиентов, но отличаются друг от друга по какому-то существенно важному параметру;
Еще о комерческих банках:
Основные требования к стандарту качества банковской деятельности
1. Продуктовая - Требования к продуктам (их качественным и количественным характеристикам), клиентам, стратегии развития банка (клиенты-продукты-конкуренты) 2. Технологическая - Требования к технологии производства продуктов, процессам управления производством, процессам обеспечения деятельности, т ...
Взаимоотношения субъектов валютного рынка
Валютная система - это совокупность двух понятий - валютного механизма и валютных отношений. Под валютным механизмом понимаются правовые нормы и институты, представляющие их на национальном и международном уровнях. Валютные отношения - это повседневные связи, в которые вступают частные лица, фирмы, ...
Страхование в дооктябрьской России
Что касается дореволюционной России, то здесь страховое дело осуществляли многочисленные предприятия и общества. Ведущую роль играли предприятия коммерческого типа - акционерные общества. Такая форма организации страховой деятельности давала капиталистам возможность бесконтрольно распоряжаться сред ...